Мастер-класс по изготовлению национальной башкирской каркасной куклы. Мастер-класс «Куклы в национальных костюмах Куклы в башкирских национальных костюмах

Изучение народных костюмов — это очень интересный и познавательный процесс со множеством удивительных открытий. Такие куклы в башкирских национальных костюмах можно слепить из обычного пластилина, используя для основы пластиковую бутылку. Создавая такие поделки вместе с детьми, вы приобщаете их к народным традициям через знакомство с куклами, воспитываете любовь к народной культуре, почитание и уважение народных традиций, а также приучаете к бережному отношению к предметам своего труда.

Создание кукол в национальных костюмах нередко становится единственным способом ознакомления с культурой своего народа, так как осознанное изучение народного наследия зачастую невозможно в силу дефицита времени, занятости и других причин.

Традиционный башкирский национальный костюм не повторяет одежду ни одного другого народа и он очень богат декоративными элементами.

Куклы в башкирских национальных костюмах

Это более осовремененный женский костюм, в каких танцуют знаменитые «Семь девушек».

Главный элемент башкирского костюма, представленного на кукле, это камзол. Прежде всего следует отметить оригинальность формы камзола – спереди безрукавка прямого силуэта, сзади – полуприлегающего, со значительным расширением по низу.

Расшитый елян — разновидность длиннополого пальто из сукна, кожи, войлока, меха, овчины. Чем больше одежды, тем богаче выглядел человек в глазах своих соседей.

Мужской елян для лета кроили из тёмных хлопчатых тканей, праздничный — из бархата, белого атласа, шёлка.

Национальный костюм башкир, даже будничный, всегда наряден. Его украшали не только вышивками и аппликациями, но и монетками, кораллами. Женский национальный костюм башкир требовал от швеи большого умения, терпения и усидчивости.

Для головного убора использовался мех куницы, выдры, бобра и других животных.

Этапы изготовления кукол

Вот такие у нас получились!

Мастер класс. Создание упрощенной версии (русского) народного костюма для игровой куклы своими руками 35-55см. Много букв и фото.

Доброго времени суток всем читателям!
Я часто шью для кукол, особенно детсадовских.
Один из последних «заказов» поначалу меня несколько озадачил.
- Нам нужна кукла в красном народном костюме с кокошником для уголка. Ну сшейте из каких-нибудь обрезков.

Конечно, я не удержалась и ввернула про медведя с балалайкой))) Медведя, сказали, не обязательно, а вот красное платье с кокошником - надо.

Понятно, что настоящие костюмы на 45-50см не шьются из «кусочков», а один только кокошник можно вышивать месяцами… Поэтому задачу требовалось максимально упростить и удешевить. Бюджет - 0руб 00коп.

Мне была выдана будущая " ". Крепенькая советская куколка ростиком около 50-55см, с заигранной прической и без белья. Бельё в нашем саду не в почете вообще, даже будучи надетым на куклу, оно исчезает самым загадочным образом ровно через неделю. Я проверяла)))

Для начала куклу помыли, проленорили волосы и накрутили бигуди. Самые обыкновенные человеческие от известной сетевой компании)) Люблю их (эти бигуди) беззаветно, честно.

Куклу сфотографировала рядом со своей итальянкой (45см) просто из любопытства и на память.

Наш народный костюм будет состоять из нижнего платья (белой сорочки с вышивкой и оборками) и верхнего красного (как заказывали)). Кокошник делаем последним.

Начинаем с нижней сорочки. Это будет белое платье отрезное по линии талии.

Выкройки я чаще всего рисую сначала на бумаге. Самая важная деталь - верхняя часть сорочки (от шеи до пояса). Сначала чертим отдельно 1/2 детали полочки (переда) и 1/2 детали спинки. Затем детали полочки и спинки складываем друг к другу плечевыми швами и объединяем в одну общую деталь. Получилась половина верха готового изделия.

Мдямс… извиняюсь, но выкройку делала «одноразовую» на ненужной бумаге)))

Затем накладываем эту детальку на ткань и обводим, создавая уже на ткани один единый элемент.

Справа детальку уже обвели, затем перевернули бумажную выкройку и в зеркальном отражении обвели левую часть. Карандаш у меня исчезающий, поэтому на лишние линии (на фото совсем слева) внимания не обращаем)).

Вырезали детальку. Застежка будет сзади. Примеряем на куклу. Деталь единая, сшивать будем только боковые швы. Не сейчас!!!

Корректируем посадку на фигуре перед стачиванием. Ничего пока не сшиваем!
Теперь занимаемся рукавами. В облегченном варианте - это просто прямоугольники. Размеры вычисляем «по кукле». Нам нужна длина рукава и ширина с учетом сборок. Можно разметить по линейке и вырезать.

Для предварительной оценки результата прокладываем на каждой детали рукава по верху машинные строчки для создания сборок. Стягиваем строчки, прикладываем заготовки рукавов к заготовке платья.

Если всё устраивает - можно проложить по деталям рукавов отделочные строчки на произвольной высоте и в произвольном количестве. Сразу же оформляется низ рукава - кружева, резиночка… всё, что подскажет фантазия.
Рукава притачиваются к проймам, срез обрабатываем. Затем совмещаем и стачиваем боковой шов сорочки и рукава одним швом. Обрабатываем срез. Можно оформить горловину. Самый простой способ - воротник-стойка из кружева.
Юбку делаем также, как и рукава - замеряем, вырезаем прямоугольник, декорируем низ (оборки, кружева, рюши), обрабатываем боковые срезы. Прикладываем к кукле.

Регулируем длину. Это нужно делать именно сейчас, т.к. низ юбки мы уже обработали. Соединяем нижнюю и верхнюю части нашего белого (нижнего) платья.

Теперь обрабатываем застежку. Она сзади. Варианты разные. Можно верхнюю часть сделать на пуговках, а половину юбки (начиная от нижнего края застрочить в единую деталь).

Красная часть наряда. Выбираем цветовую гамму украшений. В упрощенном варианте все украшения юбки можно свести к жаккардовой тесьме и паре декоративных строчек. Накладываем имеющиеся в наличии (и более-менее подходящие по цветовой гамме) тесёмочки и ленточки.

Делаем окончательный выбор. Декоративные строчки (если не шьёте часто и не уверены в результате) лучше порепетировать на кусочках ткани. В нашем случае ткань тонковата, шьём по бумаге. Результаты тренировки выглядят примерно так:

Для максимального упрощения задачи я решила отказаться от традиционного исполнения верхнего платья в виде сарафана, заменив его юбкой. Юбку сшить проще и быстрее. На кукле такого размера это будет смотреться вполне «народно». Примеряем почти готовую юбку с обработанными нижними и боковыми срезами.

Регулируем длину. Опять «начисто», т.к. нижний край уже обработан. Делаем необходимые складочки/сборочки для хорошей посадки по фигуре. Притачиваем к верху юбки пояс. Я взяла готовую косую бейку подходящего цвета. Юбку сделала «с запАхом», т.е. она оборачивается вокруг талии (под грудью) и завязывается на бантик. Для образования «завязочек» пояс делается чуть длиннее полотна. Готовую юбку я почему-то не сфотографировала. Она будет ниже на кукле.

Переходим к кокошнику.

Форма рисуется произвольно от руки на бумаге, вырезается, примеряется к голове куклы, откладывается в сторону, рисуется новая… и так пока результат не понравится изготовителю))) Я сделала штук 5 вариантов, остановилась на наименее громоздком и простом в исполнении.
(Я в курсе, что головной убор девочек (а судя по телу, наша модель - девочка лет 7) на Руси выглядел иначе))) но мне чётко дали понять, что администрацию детского сада сей исторический факт не волнует ни разу. Поэтому у нас - кокошник)) )

По одобренной нами же выкройке вырезаем заготовки из основной ткани (из которой шили платье). В количестве 2 штуки.

Заставить данную конструкцию держать форму можно разными способами. Самое простое - плотная ткань на клеевой основе (дублерин). Флизелин слишком тонкий, его не берем. Я дублировала только ту деталь кокошника, которая будет снаружи, задняя часть без усиления.
Затем на «лицевой» части нашего головного убора рисуем узор. Я не стала усложнять дело загонкой элемента под вышивальный аппарат. Поэтому просто от руки нарисовала финтифлюшку исчезающим мелом и вышила металлизированными нитками на обычной швейной машине одной из жирненьких декоративных строчек.

Не пугаемся обилия мела на лицевой стороне изделия. Мел исчезнет через 24 часа, он специальный)))
Самое сложное - соединить две детали нашего кокошника. В идеале нижняя часть должна быть чуть-чуть меньше верхней. Один из вариантов достижения данного результата - декатировать нижнюю часть уже после стачивания. Стачиваем, сложив лицевыми сторонами внутрь. Обрезаем края на разумную высоту, надсекаем лишнее в швах. Выворачиваем налицо и проглаживаем утюгом с паром (да, это и есть декатировка в домашних условиях, можно еще сбрызнуть водичкой)) Недублированная нижняя часть кокошника даёт усадку и мы получим тот самый нужный нам изгиб. Естественно, это сработает только в случае с новой полностью натуральной тонкой хлопковой тканью. Синтетика усадку почти не дает.
Нижний срез обрабатываем той же косой бейкой, которую использовали для завершения красной юбочки. Кокошник почти готов. Можно расшить его бусинками. Но быстрее всего наклеить стразы)))


Наряжаем куклу.

«Красный народный костюм с кокошником» готов. Гладим себя по головке))) Мы выполнили главную поставленную задачу - сшили несложный недорогой наряд в рамках озвученного заказа. Забегая наперед, скажу - администрация осталась очень довольна, пообещала памятник попросила «из остатков» сшить такое же для другой группы. Услышав, что всё было сделано исключительно на личные средства, разочарованно потупила глазки…

Садик у нас муниципальный, непафосный, без поборов «на евроремонт и евромебеля», мы и наши дети его искренне любим и поэтому, сделайте вид, что нижеследующее фото вас не шокировало)))

Надеюсь, что сий трактат вдохновит вас на более масштабные проекты, даст какие-то идеи для воплощения в совершенно других изделиях.

Огромное спасибо всем, кто осилил до конца или хотя бы посмотрел картинки)))

ирина курка

Это пособие актуально в обучении и воспитании как детей дошкольного, так и школьного возраста. Нравственное воспитание- один из разделов всех образовательных программ. Как в детских садах, так и в школах подробно изучают страну, в которой живёшь и свой город. Особое значение приобретает воспитание патриотических чувств : любви к родному краю, Советской Родине, уважение к людям других национальностей . Историю, достопримечательности своего края должен знать каждый. Интересно узнать и о народах своего города, о их культуре, о народных костюмах . По иллюстрациям рассказывать детям- это скучно, гораздо интереснее когда информация подкрепляется экспонатами, которые можно взять в руки, рассмотреть по подробнее. Да и когда кабинет разнообразно оформлен, это плюс педагогу. Но народное образование слабо финансируется, поэтому многие пособия приходится делать своими руками. Предлагаю подробную технику выполнения куклы в азербайджанском костюме из простых , подручных материалов. По такой же технологии можно сделать любой национальный костюм .

Используемые материалы :

Пластиковая бутылка -1 литр,

Синтепон,

Ткань : бардовый и красный атлас, белый капрон,

Пряжа черного или коричневого цвета,

Метр, карандаш, ножницы, швейная машина,

Эскиз костюма .

Описание работы :

Прежде чем приступить к работе, необходимо найти иллюстрацию данного национального костюма .

Начинаем формировать голову. Сложив вдвое капрон (чтоб не просвечивал синтепон, вырезаем круг диаметром 25 см.

Куском синтепона обернуть крышку бутылки, сверху накрыть капроном и туго обмотать нитками.

Сформировать по форме голову, подтянуть ткань за края, получилась голова.


Измерив объём бутылки, рассчитаем выкройку.

Расчерчиваем прямоугольник где ширина : обхват бутылки+2см (на боковые швы) и всё разделить на 2.; а длина- высота бутылки до горлышка + 3 см (на подгибку и шов, горловина : обхват горлышка бутылки + 2 см. Чертим линии плеч и вырезаем.


По бумажной выкройке вырезаем детали из ткани. Получаем 2 детали основные (перёд и зад, два квадрата (рукава, и полоска, длинной равной обхвату горлышка бутылки и шириной 3-4 см.


Прошиваем рукава и набиваем синтепоном –получаем руки.

Сшиваем две детали основной выкройки по плечам и соединяем с руками


Выворачиваем, получается как платье.

Надеваем его на куклу .


Теперь приступим к изготовлению верхнего платья. По готовой бумажной выкройке разрезаем по линии талии. По верхней части бумажной выкройки выкраиваем верх задней части. Затем эту бумажную выкройку разрезаем пополам и выкраиваем две части переда. Раскраиваем две детали юбки клёш, затем одну часть разрезаем пополам. Остаётся вырезать рукава со шлейфом.


Сшив все детали, примеряем на куклу .

Если где нужно подравниваем ножницами, затем прикалываем булавками к нижнему платью только верх платья.

Берём ажурную тесьму и пришиваем по краю бардового платья, вокруг горловины скрепляя верхнее с нижним платьем.


Займёмся головой. Берём большую иголку и пряжу черного или коричневого цвета. Протягиваем отрезки пряжи через капрон, делая как бы пробор на голове.

Затем готовые получившиеся волосы заплетаем в косы.


Остаётся украсить голову. Вырезаем из бардовой ткани круг диаметром как голова и полоску длинной равной обхвату головы. Сшиваем их между собой, получаем головной убор. Обшиваем его тесьмой и пришиваем к голове. Дополняем изделие фатой- что соответствует аксессуару данного национального костюма .


В нашем городе живут люди разных национальностей : казахи, татары, русские, азербайджанцы, и др.


Используя такую технологию,я сделала в своём кабинете кукол данных национальностей . Детям очень нравятся, они с удовольствием пользуются, рассматривают их, куклы эти достаточно прочные, так как все детали сшиты между собой. Итак, закончен мастер- класс , прочитав который вы можете тоже изготовить такое пособие.

Спасибо за внимание!

Елена Жевлакова

В своей презентации Я Вам покажу мастер класс ,по изготовлению национальной каркасной куклы ,которая знакомит детей с национальной башкирской игрой .

Для работы Вам понадобится :

Кабель ВВГ 3 ;-Ткань для жилета,брюк,рубашки ;-Детский носочек (для изготовления тюбетейки ) ;-Нитки;-Иголка;-Ножницы;-Паралон;-Заготовки из пенопласта для изготовления головы ;-Тесьма;-Пластичная масса для лепки ног и рук куклы ;-Маркер для нарисовки лица;-Эластичная ткань телесного цвета для обтягивания головы;-Мех (для имитации волос куклы ) ;-Клеевой пистолет;-Ветка дерева с сучком,для изготовления бревна ;-Деревянная подставка;-Саморезы;-Ножовка;

1. Лепим из солёного теста ножку для нашей куклы и даём ей высохнуть .

2. из проволоки изготавливаем каркас для куклы ,где чёрного цвета-туловище и руки.

3. Используя каркас , краим из ткани рубашку и брюки .

4. Прошиваем, выворачиваем изделие и одеваем на каркас .

5. Подкладываем ткань для придания объёма груди. Примеряем рубаху.

6. Пристрочив тесьму с орнаментом по низу изделия.

7. Раскраиваем жилет.

8. Примеряем на каркас куклы жилет

9. Берём две половинки-заготовки шара из пенопласта.

10. Зачищаем проволоку и втыкаем посередине в половинки (заготовки головы. Далее приклеиваем их термопистолетом.


11. Обшиваем эластичной тканью телесного цвета нашу голову. На макушке собираем в пучок ткань и стягиваем оставив на макушке 1 сантиметр.


12. На уровне соединения заготовок наносим клей.

13. Приклеиваем полосу меха. Это будут волосы для нашей будущей куклы .


14. Макушку головы оставляем открытой.


15. Отрезаем носик детского носочка- это будущая тюбетейка.


16. Примеряем основание головного убора изготовленного из поролона .


17. Сделав в поролоне отверстие- одеваем его на макушку головы,примеряем будущую тюбетейку



18.*Отмеряем тесьму, выбрав её по цвету. *Пришиваем тесьму к головному убору


19. Закрепляем заготовку из поролона продев в отверстие пучок обшивки головы. Тюбетейка готова!


20. Подстригаем мех, имитируя мужскую стрижку. Закрепляем тюбетейку на голове,прихватив её в нескольких местах нитками.


21. Лепим руки для куклы .


22. Закрепляем на талии брюки.

23. При помощи пистолета крепим руки и первую заготовку ноги.


24. Прикрепив заготовку ноги к проволочному каркасу , обматываем полосой из ткани для лучшего крепления.

25. Выпиливаем заготовку бревна, закрепив её саморезами на подставке.


26. Дополнительно приклеив проволоку к ветке «бревна» и обматываем её тканью с клеем. Закрепляем опорную «ногу» на бревне.

27. Вылепляем стопу опорной ноги. Кукла готова !


Публикации по теме:

Следующая моя народная тряпичная кукла – это Колокольчик. Выбор стал не случайным. Вот уже почти 30 лет работаю в одном и том же детском.

Данная работа проведена в рамках недельного исследовательско - игрового проекта "Капелька" во второй младшей группе. Воспитание любви.

Добрый день, уважаемые коллеги! Очень признательна вам за тёплые отзывы о моих куклах и сегодня хочу представить вашему вниманию мастер-класс,.

В современном мире все больше возрастает интерес к народным ремеслам. Желание современного человека знать, какой же была народная игрушка,.

Если у вас или ваших знакомых росла маленькая девочка-непоседа, то, наверняка, в доме осталась масса поломанных куколок, которых давно.

Цель: Формировать ценностное отношение к рукотворному миру.

Задачи: стимулировать инициативу и творческий подход к изготовлению и украшению бумажной куклы, воспитывать эстетический вкус. Обучить понимать закономерности сочетания форм, света и композиционного расположения росписи, технику ее выполнения, приобщить детей к башкирскому народному творчеству, закрепить знания о национальностях, продолжать знакомить с башкирским фольклором, продолжать знакомить детей с исполнением башкирских народных песен, совершенствовать умение правильно пользоваться клеем, ножницами.

Материал: макет башкирского жилища, образцы национальной одежды, куклы в национальных костюмах, разноцветные листы бумаги (красный, зеленый, черный, белый), клей, материалы для украшений: тесьма, фольга, конфетти, гофрированная бумага.

Активизация словаря: тряпичная кукла, кукла-оберег, оберег, мастера-умельцы.

Дети входят в оформленный зал. Куклы разных видов (тряпичные, в русском костюме, в башкирском костюме, пластмассовые).

Педагог: Здравствуйте дети! Вы пришли в музей игрушек, а именно, музей кукол. Сегодня мы с вами узнаем, как появилась кукла, история ее возникновения.

Кукла – самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник детских игр, но одновременно и самое доступное детям произведение искусства. Кукла – детская игрушка в виде фигурки человека.

В давние времена были тряпичные, деревянные, бумажные, соломенные куклы. У тряпичных кукол лицо не изображалось. Такие куклы назывались куклы – обереги.

Безликая кукла исполняла роль оберега. Оберег – это как волшебное заклинание, спасающее человека от опасностей.

Скажите ребята, как вы думаете, у кукол всегда была одежда? Дети: Да.

Педагог: Правильно, у кукол всегда была одежда. Кукольные платья шили не просто так, а со смыслом. В наряде обязательно должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья радости. Изобретали и одевали кукол мастера-умельцы.

Как вы думаете, какими качествами должны обладать мастера-умельцы, чтобы сделать красивую, народную куклу? Дети: Они должны быть старательными, усидчивыми, внимательными, уметь выдумывать и фантазировать, быть добрыми.

Педагог: Вот, вы сказали «добрыми». А разве обязательно быть добрым, чтоб получилась хорошая игрушка, кукла? Дети: Да, если человек будет не добрым, то его изделие, которую он будет выполнять не получится красивой, нежной, она наверное будет грубой и неудобной. И детям будет неинтересно играть с такой игрушкой.

Педагог: Молодцы ребята! Правильно рассуждаете. Вот посмотрите, какие куклы у нас в музее, обратите внимание на их одежду, какой у них наряд.

Скажите, наши национальные костюмы вы знаете? Дети: Башкирские, татарские, русские, марийские, чувашские.

Педагог: Молодцы! Сегодня мы с вами поговорим о башкирском национальном костюме.

Вот смотрите, перед вами кукла, одета в платье. Посмотрите внимательно и скажите, что входит в башкирский национальный костюм? Дети: Головной убор, рубашка, платье, распашной кафтан (елэн), сапожки, кожаные ботинки.

Педагог: Правильно! А из чего состоит башкирский мужской национальный костюм? Дети: Головной убор, или тюбетейка, рубаха, штаны, камзол.

Педагог: А вы знаете, из каких цветов тканей использовали для изготовления башкирских национальных костюмов? Дети: Нет.

Педагог: Молодые девушки любили красивый цвет, пожилые женщины и мужчины носили зеленые платья и рубашки.

Педагог: Сегодня мы будем делать куклу в башкирском национальном костюме.

Но сначала давайте поиграем

Физкультминутка Башкирская игра «Ловкий джигит».

Педагог: А вы любите играть в куклы? И в давние времена дети любили играть в куклы. Правда, раньше не было у них таких красивых фабричных кукол. Пока дети были маленькими, кукол для них делали родители; когда они подрастали, сами мастерили себе кукол из разных материалов: дерева, соломы, ткани, но всегда украшали характерными для своего народа элементами. А из чего мы можем сделать куклу? Дети: Из бумаги.

Педагог: Правильно. Нам понадобятся листы бумаги красного, зеленого, черного и белого цвета. С Чего мы начнем работу? Дети: Сначала подготовим бумагу для работы. Сомнем несколько раз листы, чтобы они стали совсем мягкими (выполняют).

Педагог: Правильно, а после того как бумага станет мягкой, что нужно сделать?

(Во время занятия звучит башкирская мелодия). Дети: Белую бумагу поделить на две части.

Педагог: Правильно, мы сделаем из них голову и шею кукол. Из одной части листа скатаем плотный шарик, вторую обернем вокруг шарика и закрутим снизу. Получим голову и шею. Девочки, возьмите, пожалуйста, красный лист бумаги, а вы, мальчики, зеленый! Девочки будут делать платья для своих кукол, а мальчики – рубашки для своих. Сворачиваем листы бумаги по диагонали, отрываем верхний и нижний угол по дуге, склеиваем так, чтобы получился конус. Оставшаяся бумага нам понадобится для изготовления рукавов. Из небольших прямоугольников, одинаковых по размеру, склеим трубочки – это рукава платья и рубашек.

Девочкам для изготовления ног куклы нужно взять листы черной бумаги, аккуратно оторвать две неширокие полоски и скрутить их веревочкой.

Мальчики для своих кукол сделают брюки. Возьмите листы черной бумаги, разделите их на две части и сверните трубочкой. Основные детали готовы! Что теперь надо сделать? Дети: Соединить!

Педагог: Верно, голову вставим в маленькое отверстие платья или рубашки, по бокам приклеиваем рукава, внизу – ноги или штаны. Куклы получились замечательные! Чтобы их одежда была похожа на башкирский национальный костюм, надо украсить его характерными элементами. Чем башкиры украшали женский костюм? Дети: Тесьмой, разноцветной вышивкой из бисера, кораллов, жемчуга, а еще серебряными монетами.

Педагог: А мужской костюм? Дети: Рубахи расшивали красным шелком, тюбетейки украшали вышивкой, на елэнах и камзолах делали аппликации из ткани и кожи.

Педагог: Что еще кроме костюма башкиры украшали аппликацией? Дети: Юрту, свое жилище. Прежде чем украшать кукол, предлагаю отдохнуть и поиграть в игру, которая называется «Юрта» (играют.) Теперь приступим к украшению костюмов кукол. Нам понадобится красивая тесьма подходящей цветовой гаммы, гофрированная бумага, конфетти, фольга и т.д. Далее анализ занятия.

Название: Конспект образовательной деятельности «Башкирская кукла-оберег»
Номинация: Конспекты занятий, НОД / краеведение


Должность: старший воспитатель
Место работы: МБДОУ Детский сад № 219
Месторасположение: город Уфа

Просмотров