Как сделать свистульку из глины. Конспект занятия «Свистулька из глины — птичка Сделать свистульку из глины рыбку поэтапно

Разомните глину как следует, чтобы она стала мягкой. Это нужно для того, чтобы на свистке потом не появились мелкие трещинки.

Для того, чтобы был свист, игрушка должна быть полой внутри. Сначала сделайте основу для тела пустой игрушки. Скатайте из глины два шарика, надавите на них, сделайте две вогнутых лепешки и скрепите их вместе. Чем тоньше будут стены, тем более качественный звук будет выходить из свистульки.

Полученное тело нужно смазать соединительным раствором, приготовленным из керамической смеси и воды. После этого покатайте тело в руках так, чтобы оно приобрело шарообразную форму. Соединиетльный раствор нужен для того, чтобы тело не деформировалось внутри, его стенки не склеились и оно осталось полым. Приплюсните них фигурки, чтобы она стала устойчивой. После этого долепите мелки делали, нужные для создания образа выбранного вами животного. Традиционная русская свистулькая представляет из себя птицу или свинью.

После того, как образ будет закончен, сделайте два отверстия в игрушки. Для этого у нее должен быть хвост. Первое отверстие нужно сделать вдоль хвоста до полой части туловища, а второе должно быть снизу под углом к первому. Перед запеканием глины проверьте, слышно ли звук. Если отверстия сделаны правильно, то небольшой свист можно услышать даже в сырой глине. Если все правильно, то можно обжечь глину и разрисовать ее.

Основная часть работы со свистком закончена, теперь надо только выждать несколько дней что бы глина обсохла, и обжечь готовую игрушку из глины в печи. После чего уже можно ее раскрашивать.

Почему образуется звук?

В игрушке звук возникает за счет пульсации воздуха, который падает из зоны нормального давления в зону пониженного. Аналогичный пример образования звука - свист при прыгании через скакалку. В свистке пониженное давление начинается при обрывании струи воздуха, когда она выходит через отверстие. Существуют национальные музыкальные инструменты, созданные на основе свитков. Например окарина, глиняная флейта, представляющая из себя камеру в форме яйца с отверстиями.


Когда свистульки появились в России?

Самые древние свистящие игрушки, найденные в нашей стране, археологи относят к 2 веку до нашей эры. Они были сделаны в виде жар-птиц, коней, людей, украшены росписью и глазурью. В древние времена эти игрушки считались магическим инструментом, заставляющим воздух петь. Именно поэтому их часто делали в виде птиц. Свистульки использовали в надежде вызвать дождь, который должен был полить посевы. По сути игрушки являются остатком языческой культуры России.

Игрушки были популярны как среди детей, так и среди профессиональных музыкантов. Их производством занимались в свободное время женщины и девочки начиная с 7 лет. Яркие, радостные игрушки были украшением крестьянских будней. Очаг народного глиняного промысла располагался в России в Калужской области. Самыми известными в России были Филимоновские и Дымовские игрушки. Они стали популярными из-за ироничного вида. В этим игрушках карикатурно представлялись дамы из высшего света и животные в странной одежде, смотрящие с незадачливым видом на музыкальные инструменты.

Одной из самых интересных игрушек из глины является свистулька. Создание свистульки - дело несложное, если понимать сам принцип возникновения звука. На этом занятии мы рассмотрим все необходимые условия для получения свиста и изготовим интересную игрушку-свистульку.

Небольшой кусок глины и стек - это минимальный необходимый набор для нашего урока. Чтобы изготовить стек для свистульки потребуется любая щепка или другой отрезок древесины. Лучше использовать плотные породы, но даже они все равно будут портиться. Поэтому приготовьтесь, что для создания большого количества свистулек потребуется и большое количество одинаковых стеков.

Я изготовил из березы двухсторонний стек. Рабочая поверхность его представлена плоской палочкой, длиной не больше пяти сантиметров, шириной 3-4мм. и толщиной 1-1,5мм. В зависимости от желаемого звука нужно выбирать и величину стека, размер которого влияет напрямую на размер отверстий.

Мой стек имеет два различных по параметрам торца для маленьких и средних свистулек. В процессе эксплуатации древесина намокает, а плотная глина будет деформировать тонкий стек, что неизбежно приведет к его поломке.

Итак, весь смысл получения свиста - в разрезании потока воздуха . А вот качество и тон получаемого звука зависит от множества параметров, которые мы рассмотрим в процессе. По схеме свистулька состоит из воздушного резервуара, язычка, разрезающего воздух, отверстия для подачи воздуха и отверстия для отвода воздуха.

Воздух проходит по отверстию-желобу и попадает на язычок, который разрезает поток и направляет часть воздуха в резервуар, а часть сразу наружу через отводное отверстие.

Из куска глины сделайте сосуд. Сужайте отверстие сосуда так, чтобы внутри оставался воздух. Сужение производится до полной закупорки отверстия. Так образуется тонкий желоб, пока еще без отверстия. На этом этапе уже нужно представить себе форму будущего изделия, чтобы максимально приблизиться к ней сейчас, опуская детали. Когда получим свист, его легко испортить при формировании самого изделия и наоборот, если целиком сделать изделие, при создании свистульки можно испортить форму.

Глину на свистульку нужно брать довольно плотную, чтобы она не меняла форму от легкого прикосновения и под собственной тяжестью.

Я буду лепить свистящего поросенка. Начальная форма похожа на каплю. Размер резервуара будет влиять на характер звука. Большой размер сделает звук глухим. Поэтому нет смысла делать тонкие стенки изделия и держать внутри много воздуха. Так, размер резервуара у меня сравним с одной фалангой большого пальца руки.

Форма готова. Теперь наметим стеком выходное отверстие и вынем глину до самого резервуара. Получился колодец. Важно, что стенка колодца, расположенная к желобу должна совпадать с краем резервуара . Иначе воздух, идущий по желобу, не будет иметь четкой направленности и звука не получится. Если вместо края стенки пустота, аккуратно заполните ее небольшими кусочками глины на конце стека и плотно прилепите до желаемого результата. Большой колодец тоже не нужен по той же причине - поток воздуха будет неплотным.

Теперь нужно сформировать само отверстие желоба и язычок. Есть два пути. Либо мы протыкаем намоченным стеком отверстие в желобе, попутно удаляя ненужные кусочки глины из отверстия, а затем делаем язычок, либо делаем язычок, вынимая часть глины у колодца со стороны, противоположной желобу, с учетом будущего направления отверстия подачи воздуха.

Положение язычка можно немного регулировать для получения звука, а вот отверстие подачи воздуха будет стационарным. Отверстие желоба должно упираться в язычок. Теперь уже можно попробовать посвистеть. Если все указания выполнены правильно, вы уже получите какой либо звук. Моя заготовка запела сразу. Я только слегка утопил язычок и увеличил звонкость.

Положения язычка определяет пропорции разделяемого воздуха . Если большая часть уйдет внутрь - звук будет более глухим. Очень важно, чтобы поверхность резервуара была гладкой и плавно-округлой . Это создаст наименьшее сопротивление звуку, и он будет чище.

В отверстиях не должно быть ни крошки, которые мешают движению воздуха.

Теперь осталось оформить само изделие. Я прилепил налепы на щеки - эффект раздутия, на нос кольцо, приделал ушки и кепку на голову.

Стеком нарисовал прищуренные глаза, имитирующие старания поросенка спеть. На низ сделал для устойчивости пару ножек. Вот такой декоративный хрюшка получился, да еще и музыкальный.

Сделаем традиционную глиняную свистульку Птичку!

Форма Птички, которую будем лепить, наверное, самая древняя и является основой для разных свистулек. Так же и метод лепки уходит в глубь веков. Нам понадобятся: глина, палочка от мороженого и емкость с водой:

Глины берем столько, сколько приятно держать в закрытой руке. Далее кусочку глины предаем форму шарика, нажимая пальцами и заглаживая все щели на поверхности:


Теперь ребром ладони, начиная с середины, легко постукивая, расплющиваем наш шарик в лепешку. При этом лепешку периодически поворачиваем с одной стороны на другую, не меняя направления:


Не меняйте направление ладони, чтобы получился овал:


Теперь нам понадобится вода. Мокрыми пальцами мочим нашу лепешку только с одной стороны!


Теперь сгибаем лепешку по короткой стороне, мокрой поверхностью внутрь, и соединяем внахлест один из уголков. Вот так:



Соединяем оставшиеся края, снова внахлест, чтобы получился такой вот пельмень:


Теперь берем нашу палочку от мороженого и, намочив ее, затираем трещенки, которые появились на поверхности после сгибания:


Чтобы придать нашей птичке гладкую форму, берем ее, как показано на рисунке, и, слегка нажимая, раскатываем места соединений, делая их плавными. Внутри птички воздух, который создает упругость и давлением разглаживет стенки:



В итоге должно получиться как-то так:


Теперь выбираем какая сторона будет перед, а какая зад. Там, где зад, отрезаем немного, для будущего свистка:


А где перед — сжимаем пальцами — и получается клювик!


Вот так, готова наша будущая свистулька. Ура! Пусть постоит минут 15, и продолжим делать свисток. Про то, как заставить птичку свистеть, я расскажу в следующем мастер-классе. Если вы решите сделать перерыв более, чем на 15 минут, то заверните птичку в полиэтиленовый пакет, чтобы она не засохла.

Ключевые слова:

Виды творчества: Керамика
Сложность: ниже средней
Время работы: 2 часа

Продолжим делать традиционную глиняную свистульку Птичку! Начало

На прошлом мастер-классе мы сделали форму Птички. Теперь оживим ее, научив свистеть!
Для начала подготовим интрумент — необходимо заточить нашу деревянную палочку с обеих сторон, при этом широкая сторона должна остаться неизменной.

Острым концом втыкаем палочку в Птичку, как показано на фото:


Затем наклоняем палочку в сторону хвоста, выгибая один из краев:


Свистулька готова! Пробуем свистеть: если не свистит, значит поток воздуха не попадает на острый край. Хорошая свистулька приятно звучит и в сыром виде. Наша свистулька звучала прекрасно, но ради Знаний, принесем ее в жертву и посмотрим, что там внутри:)


Немного помялась, когда резал, но все же виден принцип свистка. Надеюсь, у Вас тоже получится посвистеть:) Всем Мир!


Главная деталь в свистульке из глины — это свисток. Различают три приема размещения свистка в керамической игрушке – свистульке. Первый – когда свисток выполнен непосредственно в теле фигурки (Абашевская, Кожлянская, современные игрушки). Второй – когда свисток вылеплен отдельно, а затем примазан к основной фигуре (Филимоновская, Вырковская игрушки). Третий – когда свисток лепится в виде конкретного образа птицы, а затем соединяется с основной фигурой. (Этот прием используется повсеместно в фигурах, где другие варианты невозможны).

Различными способами изготавливалось и свистковое приспособление. Любой свисток состоит из трех элементов: воздушной камеры, воздушного канала (по которому вдувают воздух) и язычка-рассекателя. Воздушная камера (внутренняя пустота) получается либо вдавливанием в комок глины пальца или «пуансона», либо образуется лепкой из пласта глины (как пельмени). Для пробивания воздушного канала и формирования язычка- рассекателя используют плоские, овальные или полуовальные палочки.

Рассмотрим два основных способа изготовления свисткового приспособления. Первый, мастер располагает воздушный канал в самом туловище игрушки свистульки. Делает он его с помощью инструмента-палочки, напоминающей по форме морковку. Открытый конец камеры мастер «вытягивает», превращая в хвост. Затем ножом ровненько отрезает конец его и палочкой копьевидной формы про- тыкает этот самый хвост несколько сверху вниз так, что она почти выходит наружу под брюшком животного. Это – будущий канал воздушного потока. Потом пальцем он снимает «лишнюю» глину, обнажая конец палочки и тут же проделывает отверстие в воздушную камеру. По устройству свистка похожи на абашевскую игрушку липецкая, курская и калужская». (Рисунок № 1)

Второй способ характерен для филимоновской игрушки: «кусок глины величиной с грецкий орех раскатывается в пластинку и оборачивается вокруг пальца. Конец цилиндра сплющивается так, чтобы получился кувшинчик с толстым донышком. Донышко кувшинчика протыкается тонкой деревянной палочкой «пичужкой» так, чтобы ее кончик упирался в ноготь. Над ногтем делается клиновидный вырез. Вначале стекой или ножом вырезается глина под прямым углом до кончика ногтя, затем делается второй надрез под острым углом и удаляется подрезанная глина. Края открытой стороны кувшинчика постепенно сдавливают, пока они не соединятся. Из этого выступа лепится голова птицы». (Рисунок № 2)

Инновация современной методики лепки игрушки-свистульки заключается в том, что из целого куска пластичной глины лепится (методом вытягивания) полностью вся фигура, исключая мелкие и выступающие детали. Затем, с помощью специальной петли, выбирается внутренняя полость, причем петлей можно легко выбрать пустоту, повторяющую внешнюю конфигурацию изделия, то есть получать равномерную толщину стенок изделия (от 4 до 6 мм). Равномерная толщина стенок фигурки дает более качественный звук и большую гарантию от растрескивания при последующей сушке и обжиге.

На следующем этапе специальным пробойником пробивается воздушный канал прямоугольного сечения. Он призван формировать вдуваемый в свистульку воздух. Далее на пути воздушного потока примазывается острый выступ -расссекатель. Он представляет из себя пластинку толщиной 2,5-3мм, напомммииннаающую лезвие стамески, то есть с заостренным торцом. По размерам она должна быть больше отверстия, получившегося при выборке полости. Пластинку тщательно примазывают по месту с таким расчетом, чтобы острый торец ее отступал от выходного отверстия воздушного канала на 5-6 мм.

Теперь необходимо добиться максимально качественного звучания. Это достигается оптимальным расположением рассекателя относительно воздушного канала. Поступающий воз- душный поток должен рассекаться пополам – половина воздуха уходит в полость фигурки, половина – наружу. Оптимальное положение устанавливается легки- ми нажатиями пробойником на полость рассекателя, загибая его вовнутрь или приподнимая. Когда вы добьетесь максимально чистого и громкого звука, можно приступить к прокалыванию в стенках фигурки отверстий для пальцев круглой заостренной палочкой (5мм). Закрывая или открывая пальцами эти отверстия, вы легко заметите, что меняется тональность звука. Если вы обладаете музыкальным слухом, вам не составит большого труда настроить инструмент. Изменение тональности звука зависит от месторасположения и размера отверстий. Еще не затвердевшая глина позволяет легко замазывать неудачные отверстия и пробивать новые, то есть поиск идет методом проб и ошибок. Количество пальцевых отверстий может быть от 3-х до 7, это зависит от качества свисткового приспособления, размеров фигурки и пропорций внутренней полости.

Нужно помнить о художественной стороне дела – отверстия на фигурке лучше располагать на тыльной стороне, хотя они могут играть и декоративный характер. Например, на бравом солдатике пальчиковые отверстия могут располагаться на груди – в один или два ряда, в этом случае они гармонично будут имитировать пуговицы. Последний этап работы – примазывание к фигурке мелких и выступающих деталей (носик, глазки, ушки, пуговицы и т.д.) и нанесения стеком или штампиками декоративных линий, вмятин, фактуры. (Рисунок №3, 4, 5).

Необходимый инструмент А теперь подробнее об инструменте. (Рисунок №6). Петля изготавливается из сталистой (пружинной проволоки) диаметром от 0,8 до 1мм; причем один конец у нее прямоугольный, другой – закругленный. Сначала полость в фигурке выбирается прямоугольной петлей, затем в образовавшуюся яму прямоугольной формы вводят закругленную петлю и выбирают глину с боков, добиваясь равномерной толщины стенок изделия.

Другой необходимый инструмент – пробойник. Изготовить его можно на точильном круге из обломка ножовочного полотна. Один конец его прямоугольной формы и слегка заточен (как стамеска), а другой представляет из себя ножик. Воздушный канал свисткового приспособления пробивается прямоугольным концом пробойника. Покачивая пробойник, необходимо добиться высоты воздушного канала в 3 – 4 раза больше, чем толщина пробойника. В идеальном случае воздушный канал на входе имеет высоту 2,5 –З мм, а на выходе 1,2 – 1,5 мм. Он должен быть чистым, без крошек глины и иметь четкие, прямоугольной формы входное и выходное отверстия.

Для начала полезно отработать технологию изготовления и настройки свистульки на простых геометрических формах – цилиндре или параллелепипеде. Приступая к лепке той или иной фигурки, следует продумать, в каком месте будет находиться свистковое приспособление. Например, у рыбки выгодно воздушный канал сделать во рту и, соответственно полость выбирать со стороны брюшка, а у солдатика канал пробивается на тыльной стороне кивера, а полость выбирается со стороны спины. Только после того, как будет отработана технология изготовления свистка на параллелепипеде или цилиндре можно при- ступить к лепке художественных образов.

Следует помнить, что обожженная глина – весьма хрупкий материал. Поэтому игрушка-свистулька не должна иметь тонкие и далеко выступающие детали. Главная особенность скульптуры – объемно-пластическая трехмерная форма, а создается она с помощью лепки. Любые лепные работы выполняются пальцами и ладонями: скатывают бесформенную массу глины, сплющивают, сдавливают, оттягивают, заглаживают объемную форму. При мелкой и аккуратной отделке и декорировании поверхности изделия используют специальные инструменты – самшитовые или буковые стеки и палочки различного профиля. (Рисунок № 7). Стеки и палочки нужны для срезания лишних пластов глины, заравнивания поверхностей, выполнения углублений, работы в местах изгиба формы, нанесения фактуры и т.д.

Рис. Инструменты.

Глина очень широко известный природный ископаемый материал. Чаще всего во время занятий в художественных школах дети изготавливают свистульки из глины своими руками. Встретить такие игрушки в продаже можно крайне редко, поэтому можно не полениться, а сделать такую свистульку самим у себя дома. И конечно же, стоит отметить что игрушки, сделанные из такого природного ресурса совершенно безопасны в отличие от многих других современных материалов.

Свистулька птичка

Об изготовлении свистулек знают, конечно, не многие, но наверно каждый хоть раз видел, как лепятся такие игрушки. Сделать свистульку птичку поможет поэтапный мастер-класс.

Материалы:

  • Глина.
  • Печь для обжига.
  • Палочки.
  • Стека.

Ход выполнения работы:

Свистулька петушок готова к использованию .

Очень красивая и интересная лошадка свистулька может получиться, если сделать её в Дымковском стиле. Этот мастер-класс подробно разъяснит, как это сделать.

Материалы:

Описание процесса работы:

Глиняный гусь

Делать глиняную игрушку в этот раз будем в Дымковском стиле. Такие игрушки считались шумовыми и имели отличия от всех остальных изготавливающихся в давние времена. Создаваться она будет в два этапа это изготовление и непосредственно раскрашивание игрушки.

Для работы потребуются:

  • Художественная глина.
  • Вода.
  • Краски.
  • Печь для обжига.

Поэтапное выполнение работы:

В давние времена все дымковские игрушки окрашивали натуральными красителями, а мы в современном мире можем заменить их акриловыми красками. Окрашивание, так же как и изготовление будет происходить в два этапа. Первый этап - это нанесение белого фона на игрушку, а второй окончательная разрисовка.

Очень важно покрыть белой краской игрушку как минимум 2-3 раза, не жалейте краски и времени на высыхание. В итоге на такой хорошей белой базе получиться отличный и сочный основной рисунок, а на меньших слоях он будет блёклым. Как следует, просушите игрушку с нанесённым белым фоном на неё.

Не смешивайте цвета друг с другом, в этом стиле все оттенки были натуральные и красивые.

Обезьянка из солёного теста

Для того чтобы слепить что-то необязательно покупать глину. Да и обжечь её не у всех есть возможность. А вот сделать игрушку из соленого теста может каждый.

Для теста потребуется:

  • Мука 200 гр.
  • Соль 1 ст.
  • Вода 4 ст. л.
  • Масло растительное рафинированное 1 ст. л.

Размешиваем как следует муку с солью. Постепенно вольём масло и следом за ним воду. Как следует, вымешиваем, оно не должно прилипать к рукам, но следите за тем, чтобы также не начало крошиться. В том случае, когда крошиться доливаем воду, а если, наоборот, липнет к рукам то муку.

Материалы для обезьянки:

  • Тесто.
  • Нить вязаная 30-40 см.
  • Акриловые краски.
  • Кисти.
  • Маленькие ножницы.
  • Термопистолет.
  • Стека.

Приготовив все материалы можно смело приступить к лепке .

Раскрашивать можно любыми имеющимися у вас под рукой красками. Тело красим коричневым, бантик красный, мордочку и живот жёлтым цветом. Используя клеевой пистолет, прикрепляем все высохшие детали на свои места.

Берём небольшую палочку и обматываем нитками, делаем своеобразную лиану. На неё приклеиваем обезьянку и подвешиваем туда, где она будет постоянно висеть. Если хотите, то приклейте к ней неширокий магнит, и она будет жить на холодильнике.

Петушок из пластилина

Лепить можно не только из глины или теста прекрасный материал, который в дальнейшем, даже не требует никаких окрашиваний и сушки это пластилин. Занимаясь лепкой из пластилина с детьми можно привить любовь к трудовой деятельности. Развить моторику очень важную для речевого восприятия ребёнка. А также не забывайте о творческом процессе и многогранной детской фантазии.

Материалы для лепки:

  • Пластилин .
  • Доска для лепки.
  • Стека.
  • Спички.

Пошаговое описание изготовления игрушки:

Пластилиновый петушок без какой-либо дополнительной обработки готов.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Просмотров