Картины из бересты. Поделки из бересты своими руками Картины из бересты и природного материала

Береста - это берёзовая кора, которая является одним из самых востребованных материалов среди любителей рукоделия. С её помощью можно изготовить огромное количество полезных в быту вещей, а также элементов декора. Самые лучшие берестяные поделки получаются только при правильном изготовлении и вкладывании души в работу. Изделия из бересты довольно трудно сделать, однако если есть определённые навыки в рукоделии, можно без труда этому научиться.

Подготовка к работе

Перед тем как изготовить поделку из бересты, необходимо правильно заготовить исходный материал. Именно от его качества и будет зависеть привлекательность готового изделия.

Бересту можно заготовить несколькими способами. Среди них стоит отметить цилиндры, пласты и ленты. Последний вариант пользуется наибольшей популярностью, так как с лентами намного проще работать. Именно его и следует выбирать для начинающих. Поделки из бересты своими руками можно сделать, предварительно заготовив основной материал. Для этого необходимо выполнить следующие действия:

Изготовление поделок

Основы плетения из бересты для начинающих предусматривают использование идеально подготовленного материала. Для этого можно обратиться за помощью к профессионалам в этом деле или постараться самостоятельно выполнить всю работу. Из бересты можно сделать много полезных вещей, таких как корзинки, коробы, спортивные принадлежности, предметы мебели.

Корзина для ягод

Изготовление этой поделки является наиболее простым и быстрым. Для выполнения работы вам не понадобятся особые умения и навыки, а также дорогостоящие материалы. Всё это даёт возможность новичкам пробовать свои силы в рукоделии и не бояться больших потерь времени и денежных средств.

В процессе изготовления корзинки понадобятся следующие материалы и инструменты: подготовленная берёзовая кора, клей, ножницы, простой карандаш, линейка, дырокол, шаблон.

Процесс изготовления корзины прост и состоит из следующих этапов:

Если вы не знаете, что подарить своим близким на праздник, то решить эту проблему поможет сделанная своими руками поделка из бересты. Для детей и взрослых это будет замечательным подарком, и они по достоинству оценят его.

Плетение короба

Если вы хотите оригинально украсить своё жильё или создать полезную в хозяйстве вещь, то стоит попробовать сплести берестяной короб. Делается он из тонких слоёв бересты, которые предварительно обрабатываются и нарезаются на нужной ширины полоски. Для изготовления короба необходимо подготовить: острый нож, шило с прямыми загнутым стержнем, плоскогубцы, 12 берестяных лент длиной 45 сантиметров и шириной 20 миллиметров, канцелярские скрепки.

Делается короб с соблюдением такой последовательности действий:

Таким же способом можно сделать хлебницу из натурального материала.

Сувенирные магниты

Этот вариант поделки из бересты можно использовать не только в качестве украшения своей комнаты, но и для подарка дорогому вам человеку. Готовое изделие получается красивым и аккуратным. Для воплощения своих идей понадобятся следующие материалы: плотный картон, береста, клей, который при высыхании не оставляет следов, дырокол, ножницы, губка, акриловая краска, точилка, ветка берёзы, маленький магнит.

Пошаговый мастер-класс:

Берестяное панно

Правильно и аккуратно изготовленное панно способно украсить любое помещение. Его можно использовать для оригинального оформления картин или фотографий. Чтобы поделка получилась идеальной, для неё нужно взять следующее: картонная рамка, береста, древесная кора любого тёмного цвета, лист белой бумаги, клей ПВА, простой карандаш, ножницы, салфетки, кисточка.

Создать панно можно следующим образом:

Красивый кораблик

С помощью этого мастер-класса можно изготовить прекрасный кораблик, который будет хорошо держаться на воде и не намокать. Готовое изделие станет любимой игрушкой вашего ребёнка, и он не будет расставаться с ней даже во сне. Для кораблика нужно подготовить такие предметы: пласты берёзовой коры, линейка, ножницы, шаблон, дырокол, простой карандаш, клей, деревянные палочки, небольшой кусочек фанеры, морские ракушки.

Разделы: Внеклассная работа

Классы: 3 , 4 , 5 , 6 , 7 , 8 , 9 , 10

Ключевые слова: береста , корка банана , мох , построение композиции , миниатюра , инструменты и материалы для работы

Цель методического пособия: познакомить детей с интересным древним природным материалом – берестой. Доказать его значимость в изготовлении как старинных предметов быта, так и в создании современных картин, панно и других изделий, применяемых в жизни и в быту. Научить работать с этим материалом.

Задачи:

Развивающие:

  • Расширить представление ребенка о многообразии природных материалов, не требующих больших затрат при их заготовке, и при изготовлении работ с использованием этих материалов
  • Развить фантазию и воображение, чувство меры и вкуса при работе с данным материалом
  • Развить чувство прекрасного при выполнении картин, пейзажей и чувство ответственности за сохранение окружающей среды (парки, сады, скверы, лес и т.д.)

Образовательные:

  • Научить детей работать с берестой и другими природными материалами
  • Доказать, что из отдельных кусочков бересты, листьев, лепестков, можно создать целую картину, натюрморт, пейзаж и т.д.
  • Научить детей наблюдать за природой, видеть красивое, собрать нужный материал в природе, создать свой замысел в картине.

Воспитывающие:

  • Сформировать вкус, чувство меры, соизмерение цвета, формы, отдельных частей (элементов картины).
  • Сформировать у обучающегося оценку собственной деятельности и деятельности товарища.
  • Воспитать чувство взаимопомощи, сопереживания и ответственности за работу.
  • Привить культуру труда – аккуратность в работе и любовь к своему делу.

Заготовка бересты.

Подготовка ее к работе и применение в создании картин

Писатель В.И. Белов в своей книги “Лад” пишет: “ Береста, вероятно, самое древнее и самое распространенное северное сырье, использовавшееся всевозможными мастерами”.

И действительно из бересты можно сделать цветы для панно или в композицию, пейзаж, рамку, паспарту и т.д. Этот материал легко расслаивается на очень тонкие, но прочные слои самой разной окраски: от белой до темно-коричневой (до 40 оттенков). Это позволяет создавать композиции только из одной бересты, а возможно добавить и другие природные материалы, такие как засушенные листья, мох, цветы, лепестки и т.д. Из более грубой коры, покрытой темными пятнами, можно сделать такие элементы пейзажа, как горы, заснеженную землю с проталинами и т.д. Из более тонких кусочков выкладывают небо, землю, воду и т.д.

Бересту собирают в лесусо спиленных берез полосами шириной не менее 20 см или снимают цилиндром со стволов берез, пролежавших долгое время в валежнике (рисунки снятия бересты). Рис. 1 – полосками (применяют этот способ для снятия бересты в плетении корзин, туесков, обуви для изготовления ремней и т.д.). Рис. 2 – для картин и панно.

Дома кору следует проварить в эмалированной кастрюле 10 минут, чтобы уничтожить личинки короедов. Потом распрямить, расслоить по возможности на тонкие пластинки и положить по отдельным цветовым оттенкам в конверты под пресс, предварительно высушив пластинки. Далее держать в книге или коробки в горизонтальном положении под прессом. Расслоить можно и после просушивания. Не страшно, если кусочки будут маленькими. Главное – найти нужные оттенки: желтые, оранжевые, белые и т.д. (в зависимости от сюжетного замысла).

Основой для картины может служить не только картон, но и части стволов деревьев, доски, шпон. На основу приклеивают бересту и др. материал как описано далее. Работу начинаем с верхнего левого угла (края), двигаясь направо, перекрывая кусочком бересты или листа последующий кусочек бересты или листа на 1/3. Намазываем клеем только серединку пластика бересты или листа.

Особенности техники аппликации из бересты

Цвет бересты может “играть” в зависимости от вашего художественного вкуса, замысла работы, настроения автора. Однако есть неизменное: для дальнего плана работы применяются мягкие, приглушенные тона. Ближний план предполагает использование насыщенных, интенсивных красок. Конечный переход от первых ко вторым должен быть плавным, постепенным.

В непосредственной зависимости находятся цвет и толщина пластин бересты. Приглушенный, мягкий окрас чаще всего бывает у тонких полупрозрачных пластин. Именно их удобнее всего применять в тех фрагментах, которые изображают “глубину”, перспективу пейзажа. Аппликация из бересты не может быть охарактеризована только набором правил - есть исключения.

Что же касается колорита, то ограничимся только одним из основных замечаний: цвета картины должны быть объединены, связаны. Упрощая идею связи цветов, Ренуар заметил: “Если у вас на кисти краска, то ею надо пройтись по всей “картине”, включая и небо, если это даже черная краска...”. Мы советуем принять, естественно, лишь идею цветового единства (в том числе в аппликации из бересты). Что же касается приемов реализации этой идеи, то можно полагаться исключительно на уровень художественного вкуса автора работы.

В работах из бересты следует избегать применения толстых пластин (за исключением переднего плана пейзажа) и подкрашивания материала. Что касается подкрашивания материала, то здесь интересно заметить: береста для картины прекрасна не только своей структурой и мягкими пастельными красками, но и удивительным свойством излучать свечение. Оно оказывает благотворное влияние на человека, удивляет и радует его. Если на пластину бересты нанести краску, свечение пропадает. Работы становятся яркими, выразительными, но в то же время в них пропадает главное - их теплота, мягкость, дыхание.

Для колорита в картинах из природного материала помимо бересты применяется дополнительный природный материал (мох, крошево из засушенных листьев и цветов, корка банана, травы, солома).

Заготовка листьев и цветов для картин. Корка банана. Чешуя лука, чеснока

Собирают материал в сухую погоду. Сушат в старых книгах или газетах, ежедневно меняя листы-вкладыши. Цветы, плоды перекладываем ватой или бумагой для впитывания лишней влаги. Сушим под прессом. Сохраняем в коробках в темноте.

Корки банана – снимают мякоть ножом до просвечивания, сушат в книге под прессом или в газетах, меняя вкладыши ежедневно. В засушенном виде корка банана имеет коричневый цвет, похожа на замш и вырезается с калькой по контуру предмета (ваза, скульптура, дома, стволы деревьев, заборы и т.д.)

Корки дыни, тыквы, арбуза – тонкие слои засушиваются в книге (для вазочек, плодов, натюрмортов). Кожура яблок срезается с яблока. Мякоть убирается сушится в книге.

Стебли чеснока, чешуйки чеснока, лука - для вазочек, для водных бликов (водоем, пруды, речки и т.д.).

Материалы, необходимые для выполнения картины – миниатюры из бересты и засушенных листьев и цветов и методики их подготовки к работе

Эскиз работы.

Из книги, с репродукции, с фотографии, в черно-белом или цветном изображении; возможно перевести сюжет на кальку или пергаментную бумагу по размеру основы. Эскиз (сюжет) может быть задуман и автором.

Картон толщиной 1 мм. Стандартные размеры (под рамку со стеклом) для миниатюры: 6х9 см, 10х10 см, 10х15 см, 15х15 см, 9х12 см (для работ из бересты); для работ из засушенных листьев и цветов: 15х21 см, 18х24 см, 24х30 см, 21х30 см, 30х30 см.

Калька или пергамент для сюжета (по формату основы и для деталей).

Тонкие разноцветные пластинки подбираются по цвету: от 9 до 15 оттенков (белый, розовый, оранжевый, желтый, коричневый, серый и т.д.) в зависимости от сюжета. Бересту лучше снимать весной со спиленных берез и проварить в кастрюле на маленьком огне 10 мин., затем остудить, расслоить в мокром состоянии и каждый пластик (слой) положить в конверт под пресс, предварительно разложив по цветовым оттенкам.

Корочка от банана.

Снять мякоть банана острым ножом до просвечивания. Засушить в газете, в книге под прессом. Засушенная корка должна быть коричневого цвета (от светло - коричневых оттенков до черного). Лучше иметь для отдельных деталей (скульптура, здания и т.д.) пластик, корки, увлажненный, чтобы вырезать с калькой было удобнее.

Засушивается под прессом, 2-3 вида: ярко-зеленый – для хвои, деревьев - ели, сосны и т.д., голубовато – серый, лишайниковый и т.д. в зависимости от сюжета.

Листья деревьев

Зеленый и оттенки зеленого цвета (для деревьев весной, летом и травы); желтый – для осенних деревьев, коричневые – поздняя осень, зима.

Лепестки цветов

засушить под прессом (ярко- красные, малиновые и т.д. – в зависимости от сюжета). Крошево – готовится с помощью грубой резиновой губки и шила (прием прокалывания) или крошатся лепестки цветов руками.

Крошево используется для создания в картине цветников, бордюров, газонов, травы и т.д. Для цветочной картины цветы засушиваются в книге или в газетных листках под прессом, ежедневно меняя газетные листы. Махровые цветы прокладываются ватой (головки разбираем на отдельные части – середина, лепестки, цветоножка) и также засушиваются под прессом.

Фрукты, овощи

Для картин с букетами и натюрмортами. Вырезаются с калькой из кожуры яблок, апельсина, грейпфрута, корки арбуза, дыни, тыквы.

Инструменты для работы

  • Металлический пинцет (лучше иметь 2 штуки: 1 – большой, другой – маленький) с острыми длинными кончиками без зубцов и шипов.
  • Ножницы (2 шт.) с прямыми кончиками. Одни большие, другие маленькие – маникюрные, с прямыми лезвиями, острые.
  • Шило для прокалывания листьев или крупную иглу.
  • Губка резиновая пористая для прокалывания листьев и лепестков (для деревьев, кустарников).
  • Клей ПВА (“Силакра – Люкс” 0, 5 кг банка) или прибалтийский (в тубах – 300 г.)
  • Клеенка (для стола).
  • Рамка подбирается в конце выполнения работы. Не должна быть главной, должна дополнять работу, а не отвлекать. Подбирается по цвету, ширине, толщине багета, по фактуре.

Последовательность выполнения работы и технология выполнения

Вырезать картонную основу в зависимости от формата эскиза.

Положить эскиз (копию) сюжета перед собой. Нанести линию горизонта (линия, разделяющая небо и землю). При этом берется узкая полоска бересты, соломы или полоска от корки банана и приклеивается на основу (под прессом сушится 2 минуты).

Выкладывается небо. Из пластиков бересты или листьев белого тополя, малины, мать – и – мачехи (серых оттенков). Начинаем работу с верхнего левого угла и двигаемся вправо, перекрывая последующим листиком на 1/3 предыдущий с учетом света и тени (свет солнца, луны, состояния погоды и временного состояния дня, суток). Листья можно отрывать и приклеивать кусочками до линии горизонта. Кладем работу под пресс, вкладывая основу в бумажную папку или под картонный лист (2-3 мин.)

Выкладываем землю (воду, поляну т.д.) Можно использовать ровный однотонный пласт бересты или шпона, а затем по отдельным деталям воссоздавать сюжет. А возможно сделать фон отдельным выкладыванием пластиков бересты (в зависимости от сюжетного рисунка), по мере удаления или приближения предметов, учитывая объем картины, ярусность или план. Небо должно быть светлее, чем земля, вода. Кладем основу под пресс (5-10 мин.).

Отдельные детали картины (скульптуры, здания, мосты, соборы, ограждения, деревья, люди, животные, вазы цветов и т.д.) переводятся на кальку с эскиза, аккуратно вырезаются вместе с калькой и приклеиваются к картине (техника аппликации). Также выполняются дороги, плиточные покрытия и т.д. с учетом света и тени.

Каждый приклеенный предмет (если дом, то по деталям) кладется под пресс или хорошо приклеиваются руками, пальцами.

По окончанию работы четко изображаются на переднем плане – цветники, газоны, камни, разделительные линии плиток и покрытий, ступеньки и другие строительные конструкции (можно использовать хлопчатобумажные нити по цвету, соответствующему изображению).

По окончанию выполнения всех работ кладем основу под легкий пресс – книгу или под утюг не более чем на 15-20 мин.

Моем стекло в рамке. Вставляем в рамку.

Петли для рамки делаем в зависимости от размера картины. Миниатюрные работы – картины имеют 1 петлю (скрепка вшивается между двумя картонками по центру верхнего края рамки). С подклеенной и пришитой петлей работа остается под прессом на ночь (или на 6-8 часов) для того, чтобы покрывающий ее картон плотно приклеился к деревянной рамке.

Литература.

  1. Бунич О.Н., Зиновьев И.В., Поддубный В.Ф., Хохлов Н.П. “Флористика”. - М.: изд-во “Эллис – Лак”, 1996.
  2. Волков Н.Д. Художественная студия в школе. – М.: “Просвещение”, 1993.
  3. Аксенов В.С. Рисунки и живопись. – М.: Изд-во “Изобразительное искусство”, 1993.
  4. Стецюк В. Г. Картины из цветов. – М.:. Изд-во “Культура и традиции”, 1999.

Работы учащихся-победителей международных и городских выставок

“Пискарёвский мемориал”
Панно под стеклом. Материалы: береста, корка банана, засушенные листья малины, крошка из листьев и лепестков цветов розы, шпон, мох (венки), нить.
Краснощёкова Дарья, 9 лет

“Дорога жизни. Памятник Цветок жизни”
Панно под стеклом. Материалы: береста, листья белого тополя, шпон, засушенные листья (крошка), мелкие цветы, лента (галстука).
Галицкий Дмитрий, 8 лет

“Дорога жизни. Памятник Разорванное кольцо”
Панно под стеклом. Материалы: береста, шпон, корка банана, засушенные листья петрушки, кора берёзы, мох, нитки (венки).
Каргапольцева Дарья, 10 лет

“Хорошее настроение”
Панно под стеклом. Материалы: засушенные листья малины, цветы, листья рогоза, чешуи лука, солидаго.
Разумнов Артемий, 7 лет

“В Летнем саду цветёт сирень”
Панно под стеклом. Материалы: береста, корка банана, засушенные листья, мелкие цветы,лепестки цветов.
Никитина Алла, 9 лет

“Утро в сосновом бору”
Панно под стеклом. Материалы: береста, корка банана, засушенные листья, мох, войлок, мелкие цветы,лепестки цветов.
Краснощекова Дарья, 10 лет

“Стыковка космических кораблей”
Панно под стеклом. Материалы: черная бумага, береста, нить х/б, манная крупа.
Абдуганиев Умед, 11 лет

“В космическом пространстве”
Панно под стеклом. Материалы: черная бумага, береста, нить х/б, манная крупа, мох, лишайник.
Солодовникова Елена, 11 лет

“Цветочный ветер”
Панно под стеклом. Материалы:, засушенные листья, травы, мелкие цветы,лепестки цветов, кофе.
Каргапольцева Дарья, 11 лет

Аппликация «Березка» из бересты своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото

Кондукторова Наталия Валерьевна, воспитатель МБДОУ городского округа Балашиха «Детский сад комбинированного вида № 20 «Теремок»

Назначение мастер-класса. Данный мастер-класс будет полезен воспитателям, педагогам дополнительного образования, родителям, творческим людям. Мастер-класс предназначен для детей старшего дошкольного, младшего школьного возраста.
Аппликация может стать хорошим подарком, украсить интерьер.

Цель: изготовление аппликации из бересты.

Задачи:
1.Познакомить с техникой аппликации из бересты.
2.Вызвать интерес к работе с берестой.
3.Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Материалы и приспособления:
Береста, ножницы, шило, клей «Момент» или ПВА, картон, шаблоны.

Изделия из бересты известны с давних времен. Существует много способов обработки бересты. С мастер-классами по плетению из бересты солонки, браслета можно познакомиться здесь.

Мастер-класс по изготовлению цветов из бересты можно найти здесь

Бересту нужно заготавливать с поваленных деревьев, ни в коем случае не наносить вред природе! Для плетения крупных изделий бересту заготавливают на лесозаготовках, с деревьев, которые выделены под спил.

Сегодня предлагаю изготовить аппликацию из бересты.
Береста – уникальный природный материал с очень интересной бархатистой фактурой. Поверхность бересты красива сама по себе, множество горизонтальных темных полосок (чечевичек) делают ее необычной. Природная окраска коры имеет множество оттенков от золотисто-медовых до красновато-коричневых, все они удачно сочетаются друг с другом.


Именно эту особенность бересты можно использовать при создании различных картин, панно. Особенность изготовления аппликации из бересты – метод подбора деталей аппликации (кусочков бересты). Такой метод подбора пластинок бересты, отличающихся по цвету, текстуре, называется интарсией. Для выполнения аппликации из бересты необходимо знать некоторые особенности и свойства бересты. Так светлые части рисунка на темном фоне кажутся крупнее, а темные на светлом фоне – мельче истинных размеров. Особое значение для аппликации имеет подбор рисунка. Возможности текстуры и цвета бересты ограничены, поэтому аппликация не должна состоять из большого количества мелких деталей. Берестяной рисунок не должен быть слишком крупным, так как работа получиться грубой; и не слишком мелким, что может сделать процесс трудоемким и невыразительным. Существует несколько подходов к изготовлению аппликаций. Некоторые мастера предлагают наклеивать кусочки бересты на бумагу, затем вырезать детали аппликации. После чего составлять композицию. Я предлагаю приклеивать детали аппликации сразу на фон.

Последовательность изготовления аппликации:

1.Подготовить необходимые материалы и приспособления. Подобрать бересту различных оттенков, по толщине материал должен быть, как лист офисной бумаги.


2.Из бересты белого цвета вырезаем небо.


3.Приклеиваем вырезанную бересту к верхней части картона.


4.Методом подбора пластинок бересты подклеиваем бересту в тех участках, где необходимо.



5.С помощью шаблонов вырезаем 3 детали «поверхности земли».
Примечание: бересту необходимо подобрать оттенков, отличающихся по цвету.
Для эстетичного оформления краев каждой детали аппликации используем шило вместо карандаша.


6.Приклеиваем деталь «Земля 1» к нижней части картона.


7.Выше детали «Земля 1» приклеиваем деталь «Земля 2» . Детали 2 должна располагаться внахлёст с деталью 1.


8.Выше детали 2 приклеиваем деталь «Земля 3» по такому же принципу, как детали 1 и 2.


9.Вырезаем 3 детали «леса». На границе «неба и земли» приклеиваем деталь «Лес 1».


10.На деталь «Лес 1» приклеиваем деталь «Лес 2».


11.Приклеиваем деталь «Лес 3».


12.Вырезаем белый «ствол» березки. В правой части аппликации приклеиваем деталь «Ствол» березки.


13.Вырезаем и приклеиваем деталь «Крона» березки.


14.За лес зашло солнце. Вырезаем и приклеиваем солнце над лесом.


15.Из бересты желтого цвета вырезать полоски шириной 1,5 сантиметра (для рамки).


16.Приклеить рамку со всех сторон. Аппликация готова.




17.С изнаночной стороны приклеить ниточку.


18.Теперь можно украсить интерьер.


19.Другой вариант аппликации. В этой аппликации подобрана береста других оттенков.

Панно на спиле дерева «Цветочная композиция». Мастер-класс с пошаговыми фото

Жеребчук Полина, 9 лет, воспитанница группы продлённого дня, МБОУ «Корниловская СОШ»
Руководитель: Варенцова Вера Анатольевна, воспитатель группы продлённого дня, МБОУ «Корниловская СОШ»
Описание: данный мастер-класс предназначен для педагогов начальных классов и дополнительного образования, воспитателей групп продлённого дня, детей младшего школьного возраста, родителей.
Назначение: подарок, работа на выставку, украшение интерьера.
Цель: изготовление панно из берёсты на спиле дерева.
Задачи:
- формировать навыки работы с берёстой,
- развивать творческие способности и воображение, умение создавать композицию,
- воспитывать аккуратность, усидчивость и терпение при выполнении работы.

Россия и берёза! Эти два слова как бы слиты воедино. Какое русское, какое очаровательное дерево! Нет дерева в России, которому так повезло бы и в фольклоре, и в музыке, и в живописи, и в литературе.
Ты до того, берёзонька, красива
И в полдень жаркий, и в часы росы,
Что без тебя немыслима Россия.
И я немыслим без твоей красы. П. Балацкий

А вот как говорит о белокурой берёзке талантливый поэт Н. Рубцов
Русь моя, люблю твои берёзы!
С первых дней я с ними жил и рос.
Потому и набегают слёзы
На глаза, отвыкшие от слёз…

Белоствольные красавицы хороши в любое время года.
Такие берёзки мы сфотографировали летом в парке у школы.


Осенью они наряжаются в платьица с золотистыми тонами.


Волшебница зима подарила берёзкам белые шубки из инея. Эта аллея из берёз находится у нашей школы.


Весну белоствольные красавицы встречают длинными серёжками и пахучими клейкими листочками. Любят деревья свои наряды менять!


Есть такая старинная загадка:
Стоит дерево, цветом зелено, в этом дереве - четыре угодья:
Первое - больным на здоровье, другое - от теми свет,
Третье дряхлых, вялых пеленать, а четвёртое - людям колодец.
Эта загадка о берёзе, а отгадка такова.
Первое угодье – банный веник. Недаром о бане говорят: «Баня парит, баня всё поправит»
Второе угодье – лучина для освещения изб.
Третье – берёста на корзины, лукошки, кузовки, горшки.
Четвёртое – берёзовый сок.
«Угодья» берёзы актуальны, кроме лучины, до сих пор. Для нашего мастер-класса воспользуемся третьим угодьем – берёстой. Что такое берёста? Это верхний, светлый слой берёзовой коры. Брать её с живого дерева нельзя, ведь она, как кожа, защищает дерево. Я беру берёсту с напиленных чурок для дров, которыми топят печи. Внутренняя сторона коры гладкая, наружная - шершавая. Вот эту шершавость надо убрать, я это делаю зубной щёткой. Берёста становится не только гладкой, но и чистой, что важно при изготовлении поделок.
Материалы и инструменты, необходимые для работы:
- спил дерева;
- универсальный полимерный клей;
- берёста;
- ножницы;
- шаблоны лепестков;
- кисточка для клея.


Правила безопасности при работе с ножницами:
1. Не оставляй ножницы раскрытыми.
2. Ножницы клади кольцами к себе, а сомкнутыми лезвиями от себя.
3. Следи за движениями лезвий во время резания.
4. Передавай ножницы кольцами вперёд, держа за сомкнутые концы.
5. Работай ножницами, сидя за столом.
6. Используй ножницы только по назначению.
Правила работы с клеем:
Универсальный полимерный клей токсичен, может вызвать раздражение глаз и дыхательных путей, головокружение. Поэтому при работе не вдыхать пары, использовать небольшое количество клея и работать в хорошо вентилируемом помещении!

Этапы выполнения работы:

1.Основой панно будет спил дерева


2.Шаблоны для цветов


3.По шаблонам делаем из берёсты по пять лепестков (большие и поменьше) и серединку – это для одного цветка. Таких цветков будет три


4.Начинаем к серединке равномерно приклеивать большие лепестки


5.А теперь приклеиваем лепестки меньших размеров, располагая их между большими лепестками


6.В сердцевину цветка приклеиваем засушенную семенную коробочку лаватеры (можно кружок из берёсты, покрашенный чёрной краской)


7.Помещаем готовые цветы на основу


8.Для оживления панно нарезаем из берёсты «усики»


9.Размещаем «усики» под лепестки каждого цветка


10.Панно готово!


Спасибо за внимание. Пробуйте, у вас получится!

Мастер- класс с пошаговыми фото «Родные просторы» картина на бересте.



Назначение . Данный мастер-класс будет, несомненно, интересен и полезен для воспитателей детских садов, учителей рисования, педагогов дополнительного образования, родителей, и всех любителей рисования. Данная работа может украсить не только интерьер, но и достойно предстать на выставке.
Цель: Рисование пейзажа на бересте.
Задачи
1. Учить детей работать кончиком кисточки и очень аккуратно наносить краску.
2. Развивать умение видеть в рельефах бересты красоту окружающей природы.
3. Воспитывать уважение к работам сверстников, умение приходить на помощь.
Материалы . Береста, рамка для фотографии, гуашь, акварельные кисти№5, №3, лак для волос.


Краткая познавательная информация.
Береза - целебное лекарственное растение. Она подпитывает нас здоровой жизненной энергией.
Техника безопасности при работе с краской.
1. Краску брать кончиком кисточки, обязательно следить за тем, чтобы ворс кисточки был не очень влажный.
2. Во время работы не надо размахивать рукой с кисточкой, чтобы не задеть соседа.
3. Очень осторожно промывать кисточку в баночке с водой.
4. При попадании краски в глаза, необходимо сразу умыться.
5. После работы руки тщательно промыть теплой водой с мылом и прибрать рабочее место.
Предварительная работа.
Беседа о березе – символе России. Рассматривание березы на участке детского сада, на фотографиях, на картинах художников.

Александр Прокофьев
Береза
Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее, заречную,
С нарядными оплечьями,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березу русскую,
Она всегда с подружками
Весною хороводится,
Целуется, как водится,
Идет, где не горожено,
Поет, где не положено,
Под ветром долу клонится.

Бересту можно взять не с дерева, а с поленьев. Выберите интересную фактуру, в которой уже можно сразу увидеть будущую картину. Сначала нужно замочить их в воде на неделю. После того, как они основательно промокнут попробуйте осторожно снять с них бересту. Верхний слой коры постепенно снимите до ровного слоя. Получившуюся бересту с интересной фактурой приложите к вашей фоторамке. Обрежьте лишнее.

Практическая работа.

В верхней части бересты рисуем голубое небо.


Прямо по фактуре бересты рисуем белые облака.
В центральной части рисуем зеленую траву, оставляя не закрашенной тропинку.


По рельефам бересты рисуем темно зеленым, тени. Внизу рисуем синее озеро. По рельефам рисуем на озере белые волны. Намечаем мостик.


На бересте наносим белым цветом снег на горах. Справа начинаем рисовать березу.Кончиком кисточки, легкими движением сверху вниз, «кисточка-танцует», рисуем крону дерева. Затем еще несколько таких же штрихов желто-зеленого цвета.


Рисуем белый ствол, затем на него наносим черные прожилки. Прорисовываем мостик.


Цветы, как же без них. Около озера легкими мазками белого цвета начинаем рисовать цветы - ромашки, вдали намечаем деревеньку.


Прорисовываем домики.


В деревне, между домов рисуем деревья. На домах рисуем белые печные трубы и красивые наличники.


Внизу на озере рисуем лодочку, которая ждет своего хозяина – рыбака.


Перед горой рисуем елочки темно-зеленым цветом.


Продолжаем рисовать елочки зеленым цветом прорисовываем края кроны дерева.
Затем рисуем небольшой ручеек, который быстро бежит с горы прямо в озеро.


Поверхность рисунка покрываем лаком. Рисунок готов.


Любуемся результатом.


Николай Некрасов
"Зеленый Шум"
Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!
Играючи, расходится
Вдруг ветер верховой.
Качнет кусты ольховые,
Подымет пыль цветочную,
Как облако, - все зелено:
И воздух, и вода!
А рядом новой зеленью
Лепечут песню новую
И липа бледнолистая,
И белая березонька
С зеленою косой!
Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!...


Благодарю за внимание. Творческих вам успехов.

Просмотров