История бабы-яги и ее избушки. Избушка бабы яги своими руками из простых материалов Интерьеры избушки Бабы Яги

Какой взрослый человек может себе представить детство без Бабы Яги. Любому из нас рассказывали страшные истории про злобную бабулю, которая поджаривала непослушных детей. Во всех сказках Баба Яга примерно одинаковая — некая древняя старуха, одетая в лохмотья, которая живёт многие сотни лет в самом дремучем лесу в очень необычной избушке — «на курьих лапках», которая умеет вокруг себя повертываться. И вроде как Бабу Ягу надо бояться, ведь она идеальный персонаж, чтобы пугать непослушных детей. Но, в Кукобое создан образ Бабы Яги – дарительницы и советчицы: она указывает доброму путнику дорогу, дарит волшебного коня или орла, на которых можно добраться в тридесятое царство, даёт совет в беде. Она понимает язык леса, язык зверей и птиц, разговаривает с ветром и водой. Ей служат лесные духи, звери, птицы, рыбы и другие существа. Дружит с Лешим и Водяным. Баба Яга владеет волшебством, лечит травами, умеет перемещаться по воздуху на своей ступе и может казаться невидимой. В избушке у неё есть волшебный клубочек, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, гусли-самогуды, ковёр-самолет, меч-самосек и множество других таинственных вещей. Она хранительница своего лесного пространства и окрестностей со всеми их обитателями.

Избушка Яги чаще всего стоит в самой середине заповедного (особого) леса, на границе с «тридесятым царством». То есть на границе нашего мира с другими мирами (царствами), которых превеликое множество («тридесять»). Баба Яга – страж этой границы. Она охраняет вход в далёкий сказочный мир.

Всех, кто ищет туда путь и попадает к ней, она подвергает испытаниям (прежде чем показать дорогу), пропуская туда только достойных и чистых душой и телом.

Любая сказка про Бабу Ягу повествует о том, что войти в её дом не просто. Для входа даже существуют специальные слова, которые способны разворачивать избушку к себе передом и к лесу задом. Для этого нужно только попросить: «Избушка, избушка, стань по-старому, как мать поставила: к лесу задом, ко мне передом!» - и избушка послушно исполнит просьбу.

«Избушка Бабы Яги» в Кукобое — полноценный фольклорный комплекс, Здесь, кроме самой избушки, которая кстати руками местных мастеров теперь может вращаться, в одном стиле выстроены ворота в Сказку, через которые можно попасть на территорию Соснового бора с вековыми соснами. Сама избушка со всех сторон огорожена частоколом. Чуть ниже к реке Ухтома выстроен стилизованный под берлогу медведя деревянный домик – Лесная резиденция Ярославского медведя. А ледяная горка украшена воротами с головами змея Горыныча. Поэтому в этом месте можно проводить различные мероприятия, связанные не только с Бабой Ягой, но и с историей фольклора, историей леса и проживающей в нем нечистой силой. Именно здесь ежегодно в последнюю субботу июня месяца проводится областной праздник «День рождения Бабы Яги», размаху которого завидуют многие города Ярославской области.

в

Такого типа строения, как сомах, чамья, были распространены у угро-финнов по всему Северу и Азии, и Европы - вот саамская чамья для хранения припасов,
Стокгольм - Sami Storehouse on stilts, displayed at Skansen in Stockholm.

Избушки на курьих ножках и их обитатели.

Как-то я писал, что русские на Севере многому научились от угро-финнов.
Тема это очень богатая. И, как минимум, она относится к двум пластам русской истории - к ранней северной (10-14 вв.) и более поздней восточной русской колонизации. Эти периоды настоятельно требуют привлечения материалов по культуре угро-финнов. И тогда многие явления русской истории становятся понятнее, и проявляются связи с местным субстратом, который менял привычки русских пришельцев, формировал их.

Разберем еще один круг вопросов, связанный с Бабой-Ягой и ее избушкой.
Очень вероятно, что Яга-костяная нога - это угро-финская колдунья, а ее обиталище, ее избушка - это чамья, сомьях, стаббур - охотничий и ритуальный домик угро-финнов.


Вогульская чамья. Чамья, чамя "небольшая кладовая на высоком настиле", перм. Из манси sume, sumija - то же; см. Кальман, Асtа Lingu. Hung. I, 265; Калима, RLS 132.

Об этом, в частности, пишет Михаил Ситников, собравший несколько интересных свидетельств (хотя и далеко не всех, что можно добыть из литературы). Он, в общем-то настроен связать Бабу-Ягу с восточной колонизацией, то есть с 15 или скорей уже с 16 веком:
"В предисловии к изданию 1915 года сборника "Великорусские сказки Вятской губернии" (А. Афанасьев) отмечается, что распространителями этих сказок чаще всего оказывались солдаты. В записях Дж. Флетчера, который путешествовал в тех краях в конце XVI века, уже имеется упоминание о Яге: "Что касается до рассказа о Золотой Бабе или Яге-бабе, о которой случалось мне читать в некоторых описаниях этой страны, что она есть кумир в виде старухи, дающей на вопросы жреца прорицательные ответы об успехе предприятия или о будущем , то я убедился, что это простая басня" ("О государстве русском в главе о пермяках, самоедах и лопарях", 1588; Н. Веселовский. "Мнимые каменные бабы", Вестник АИ, Спб., вып. 195).
Кстати, почему Бабу зовут Ягой? В "Очерках Березового края" Н. Абрамова (СПб, 1857) есть подробное описание
"яги", которая представляет собой одежду "наподобие халата с откладным, в четверть, воротником. Шьется из темных неплюев, шерстью наружу. … Такие же яги собираются из гагарьих шеек, перьями наружу… Ягушка ‑ такая же яга, но с узким воротником, надеваемая женщинами в дороге" (аналогичное толкование в тобольском происхождении дает и словарь В.И. Даля).
Кроме того, образ Бабы-Яги со всем антуражем присутствует в северном быте. Избушка на курьих ножках - не что иное, как широко распространенный до сих пор лесной лабаз (
чамья ), который устраивается на двух-трех опорах. Лабаз такой всегда устанавливается входом к тропе, а "к лесу задом". Кроме того, в нем всегда оставляется припас для случайного путника ("сначала накорми, а потом расспрашивай"). Лишним вариантом прототипа сказочной старухи можно считать и одетые в меховые одежды куклы-иттармы, которые устанавливаются еще и в наши дни в культовых избушках на опорах".

Примерно о том же пишет Алексей Иванов в очерке об истории Урала, правда, Иванов уже различает охотничьи и специальные обрядовые избы - чамья-сомьях: "...на Урале русские столкнулись с местной обрядовой практикой. Уральцы устраивали свои святилища на тайных полянах в глухом лесу. Поляну огораживал частокол, на котором вывешивали черепа животных, принесённых в жертву. Посреди поляны стоял священный амбарчик — маленькая избушка. Он назывался «сомъях», а по-русски — чамья. Его водружали на стволы подрубленных деревьев, чтобы не забрались дикие звери. В амбарчике не было ни окон, ни дверей — зачем они нужны? Внутри лежала резная деревянная кукла — «иттарма». В неё вселялся дух умершего. Кукла была одета в национальную одежду — в ягу, например".
И в самом деле, обычай был распространен у северных угро-финнов далеко за пределами Урала (рис 2-5):

Рис. 3. Одно из ранних изображений самоедского стаббура - так у саами назывался лабаз., сделанное священником Кнудом Леемом в Норвегии - 1767 год.


Рис. 4 Историческая фотография -саами и его стаббур - Västerbotten, Sweden

Рис. 5. Реконструкция ритуального самьяха-чамьи приобских угров, Томская область.

m


Рис. 5. Лабаз у северных хантов, экспед. 2007, фото Богордаевой А.А.

Русские во время восточной колонизации с охотой и пониманием восприняли лабазы, как амбары для охотников. Они хорошо защищают добычу (мех) и запасы (скажем, зерно) от разных животных, из которых мыши и прочие грызуны оказываются самими опасными. Так сибирский лабаз стал понятием и распространился очень широко (рис. 6).

Рис. 6. Охотничий лабаз на Чаре, Алтай.

Баба-Яга, как феномен русской восточной колонизации.

Перейдем к прообразу Бабы-Яги. Не обязательно ее навевала лишь кукла иттарма. В самом деле, ее делали как копию умершего (рис 7-8):


Рис. 7. Мансийско-хантыйские обрядовые куклы иттарма. "Ещё сравнительно недавно, лет 50 назад, после смерти каждого человека и манси, и ханты изготавливали специальное изображение этого человека, которое считалось вместилищем одной из душ умершего. Эта кукла — иттарма (сынские, куноватские ханты), итэрма (сосьвинские манси), сонгэт (нижиеобские ханты), мохар (сосьвинские манси), окинь (среднеобские ханты) — определенное время хранилась в доме умершего. В течение этого времени в ней жила одна из душ покойного, поэтому куклу кормили, клали спать, сажали на любимое место умершего и т.п., то есть обращались с ней, как с живым человеком. После смерти женщины, как утверждают ханты и манси, ее хранят 4 года, после смерти мужчины — 5 лет". У сынских хантов эта кукла иттарма имела небольшие размеры — 20—22см. Но еще в недавнем прошлом, лет 20-30 назад куклы иттарма делались из дерева и имели туловище, голову и лицо". Куклу могли "похоронить" в маленькой копии чамьи - то есть ритуальное значение ее использовалось неоднократно.

Р ис. 8. Иттарма обских хантов

Так куда девалась иттарма после определенного обычаем 4 или 5 лет житья с семьей? Переселялась в своего домик, такого же типа, как чамах, но маленький:



Рис. 9. Ура, северные ханты, экспед. 2007, фото Богордаевой А.А.

Но Яга - некое таинственное существо в халате, (который, заметим, угро-финны восприняли чуть не в Китае) - не обязательно только куколка, изображение мертвого, а, может, и вполне живое существо.
Ведь существовали еще и шаманы угро-финнов.


Рис. 10. Так выглядел хант-шаман Егор Кызласов в полном облачении (1930 год). Интересно смотрится: халат, бубен и деревянная маска.

В роли шамана могла выступать и женщина, тем более, что у угро-финнов сильнейшее божество - женское.

Итак, что же, вопрос решен, и Баба Яга появилась на Урале или в его окрестностях? Куда нас ориентируют эти сведения, и в какое время? Самое дальнее - в 15 век, на Урал и и ханты-манси. Между тем, русские стали общаться с угро-финнами заметно раньше, а на севере столкнулись с таким интересным феноменом, как чудь. И тут мы переносимся во времена более ранние, и феномен общения затронет не одну Бабу-Ягу, но и более широкий круг явлений.

На даче всегда найдется свободное место возле дома. Одни любят его засаживать цветами, другие находят ему более интересное применение, как, например, постройка избушки Бабы Яги своими руками. Только представьте, как такой предмет дворового интерьера порадует и детей, и взрослых. Причем сделать такую избу можно из довольно простых материалов.

Из природного материала будут собраны практически все элементы строения. Для ребенка это место станет любимым местом для игр. В этой статье будет показано несколько вариантов изготовления необычных строений для детей, которые запросто могут сделать родители.

Простая изба

Так как есть несколько возможных способов изготовления, рассмотрим их по очереди. Можно сделать деревянный вариант, в таком случае понадобится сруб или доски. Лучше отдать предпочтение доскам, с ними легче работать, а вот сруб конечно будет больше похож на настоящую избу, но и тяжелее в обработке.

У строительства есть определенные этапы:

  1. Основа избы – ноги. Первоначально предстоит их закрепить, ведь это основа всего строения.
  2. Далее подготавливается основа для пола.
  3. После возводятся стены, на них возлагается крыша.
  4. Предпоследний этап – это лестница, которая служит одновременно опорой.
  5. И самый любимый этап – декорирование и отделка домика.

Как и описывалось в этапной последовательности, начнем строительство с ног. Для них нам понадобится два бревна, в длину они должны быть приблизительно по метру. Чтобы обезопасить ножки от преждевременного износа, пропитаем их хорошенько средством-защитой от гниения. Теперь выкопаем два углубления в земле, глубиной в половину длины бревнышек – по полметра. И устойчиво закрепив там мелкими камнями бревна, заливаем все цементом.

Как вариант, можно использовать не бревна, а трубы, которые после установки декорируются корягами.

Когда бетон полностью высох, пришло время устанавливать основание для пола. В данном мастер-классе предлагается делать избушку длиной 1,8 м. Поэтому именно такие брусья берутся и закрепляются, протянувшись через два бревна. Ширина одного бруска 20*20 см.

Стены создаются так же из бревнышек или досок, внутри можно сделать покрытие из бумаги. Для закрепления используйте не гвозди, а саморезы.

Так как строение вовсе не большое, подумайте, нужен ли вам в нем потолок, ведь можно просто сделать крышу. Так сохранится больше пространства.

При установке лесенки важно проверить ее устойчивость, при надобности закрепить бетоном.

И вот теперь, когда все строение готово, можно приступать к украшению и оформлению избушки. Тут можно полагаться на свой вкус или на описание сказочных домиков. В любом случае, получится очень оригинально и необычно.

Второй вариант

Более простым способом построения избушки из дерева является сооружения вигвама. Таким домиком Бабы Яги можно порадовать детей даже на обычной детской площадке. Заготовим следующие материалы:

  1. Шесты длиной полтора метра;
  2. Брезент для стен или толстая ткань с хорошей плотностью;
  3. Для закрепления проволока и прочные нити.

Все шесты с одной стороны скрепляются проволокой, а с другой стороны каждый прутик втыкается в землю. Так мы получим полукруглый каркас в форме конуса. Его стены укрываются заготовленным брезентом или тканью. Пол утепляется из всевозможных напольных покрытий или вовсе остается голым. Теперь самый важный момент задекорировать наше строение так, чтобы не возникало сомнений, что это избушка Бабы Яги. Из бусинок, ниток и палочек создается украшение для входа – музыка ветра. Также хорошо подойдут ловцы снов, у входа ставится метла и кастрюли поварешки.

Мини-изба

А если вам понадобилась изба, сделанная в домашних условиях, то это тоже не проблема. Потребуется найти любую уличную коряжку, главное, чтобы она была устойчива.

Потом от небольшого брусочка отпилить ненужное и оставить небольшой квадрат. В этом бруске выкалывается внутри отверстие для закрепления ноги-коряги.

Из деревянных кусочков собирается крыша. Все здание можно немного обжечь, что придаст ему специфический вид.

Так как изба наша миниатюрная, все элементы смогут легко скрепляться клеем ПВА. Красивым пышным камышом или пушистой тканью украшается крыша избы, как на фото.

Во многих русских народных сказках часто можно встретить образ Бабы Яги – она живет на опушке леса в избушке на курьих ножкаж, избушка не имеет ни окон, ни дверей, но может поворачиваться на 180 градусов, когда Иван царевич говорит «Избушка, избушка, повернись ко мне передом, а к лесу задом». Баба Яга имеет очень страшную и пугающую внешность, она летает в ступе, у нее есть черный кот, волосы ее косматые, а косы расплетены (у славян распущенные волосы олицетворяли связь с потусторонним миром). В сказках Баба Яга представлена в трех ипостасях: в образе воительницы, в образе похитительницы и в образе дарительницы. Кроме того, она иногда примерят на себя роли советчицы, повелительницы силами природы и животного мира, охранительницы-покровительницы, которая следит за похождениями героя.

«Баба-яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает» - так пишут об этом персонаже в сказках, но Баба Яга имеет костяную ногу совсем не случайно. Кости ассоциируются у нас со смертью и загробным миром, а если вы внимательно прочтете сказки с участием этого персонажа, то сможете найти информацию о том, что героиня это страж между мирами живых и мертвых, между Явью и Навью. Она связана как с жизнью, так и со смертью и она одновременно и живая, и мертвая. Кроме того, древние люди связывали кости с воскрешением и перерождением души. Таким образом, такая, во всех отношениях, необычная нога также указывает на связь Бабы Яги с вечностью.

Не менее интересным является и жилище героини. Современному человеку может показаться, что избушка на курьих ножках, без окон, без дверей, которая еще и поворачивается по требованию Ивана-царевича, это попытка придумать что-то необычное, чего никогда не было и нет в реальности. Но на самом деле все с точностью до наоборот – избушка Бабы Яги «срисована» с реалий жизни древних славян. Раньше славяне не хоронили мертвых, как это делают сейчас, а строили для них специальные избушки, которые ставили на курные (т.е. окуриваемые) подставки. Считалось, что таким образом умерший человек может попасть в мир мертвых, так как древние верили, что попасть в это место можно только через избушку. В сказке избушка не имеет ни окон, ни дверей и действительно, постройки для мертвых делали именно такими. Однако вход в избушку все-таки был – со стороны леса, который символизирует иномирье.

Существует еще одна версия по поводу избушки Бабы Яги. Так, писатель А. Иванов, который является историком по образованию, считает, что с жилищем героини связана традиция уральских угро-финнов создавать священные постройки сомъях. Их строили на тайной полянке, которая находится в лесной чаще и ставили домики на обрубленные пни, чтобы внутрь не забралась рысь, россомаха или другое животное. Внутри лежала деревянная кукла иттарма, которая являлась вместилищем души предка. На кукле были национальные одежды, в том числе шуба-яга. Вокруг такой полянки с домиком возводили частокол с вывешенными на него черепами животных (что-то похожее было и вокруг избы Бабы Яги).

Просмотров