Украинская, петриковская роспись. Украинские росписи Украинская роспись по дереву

Для начала пару слов о Петриковской росписи.
Яркой страницей вошла декоративная роспись в историю культуры украинского народа. Далеко за пределами Украины известные имена народных мастеров села Петриковки Днепропетровской области.

Ажурный, графически четкий орнамент, который в прошлом развивался как настенная роспись и декор бытовых предметов, сегодня широко используется в художественной промышленности, книжной графике, оформлении и.т.п… Волшебный петриковский цветок расцвел на замечательному фарфоровом блюде, загадочным узором лег на шелковую ткань, ценным самоцветом засверкал на лакированной поверхности сувенирной шкатулки.

Своеобразный орнамент Петриковки имел давние традиции, свой пластический язык, технику и свой арсенал художественных образов. Из поколения в поколение передавались традиции росписи, самобытного, преимущественно растительного орнамента, который впоследствии все более совершенствовался. Бытовые вещи с петриковской росписью, которые находятся в музеях, относятся к ХУШ-ХІХ столетиям. Сам же орнамент ведет начало от старинной традиционной орнаментики, которая широко применялась в быте запорожцев, украшая жилья, начинку и оружие.

Современный петриковский орнамент характеризуется, прежде всего, как растительный, преимущественно цветочный. Он основывается на внимательном изучении реальных форм местной флоры и создании на этой основе фантастических, несуществующих в природе цветов (например, «лучка» или «кучерявки»). Широкое применение имеют мотивы садовых (георгины, астри, розы) и луговых (ромени, василька) цветов и ягод калины, клубники и винограда. Характерными являются также изображение листвы, которую называют «папоротником», бутонов и перистой ажурной листвы. Для петриковсих орнаменталистов характерные чрезвычайно точный глазомер и удивительная ловкость руки - все мастера рисуют без предварительно намеченного контура, не пользуясь ни одним измерительным инструментом. Виртуозность выполнения достигается письмом с помощью тоненькой кисточки из кошачьей шерсти. Кроме кисти, Петриковские мастера применяют стебли, щепочки, а ягоды и некоторые цветы рисуют просто пальцем.

… Петриковская роспись зародилась на побеленой стене украинской хаты-мазанки. Технология изготовления краски была проста и в тоже время уникальна - яичный желток размешанный с соком. Естественно, такая краска не долговечна и раз в год или к праздникам приходилось перекрашивать. Но во внегласном соревновании на лучшую роспись своей хаты уже недостаточно было просто перекрасить или нарисовать такой же узор - его обязательно нужно сделать еще более красивым, более эксклюзивным… Так, из любви простого народа к прекрасному, возник этот отдельный по методике исполнения и по истории развития вид изобразительного искусства Петриковская РОСПИСЬ. Прошло немало лет с тех пор, как была раскрашена первая казацкая хата поселения славного казака Петрика, посеяны первые семена нового народного искусства. Считается, что именно от него произошло название - Петриковка, где впоследсвии была зарождена и взрощена знаменитая петриковская роспись силами Центра народного искусства «Петриковка»
Фотографий много, но я даже не все сфотографировала)
Мне выставка очень понравилась! Приятного просмотра!





























Украинское народное искусство с древнейших времен прошло великий путь самобытного развития, обогащаясь в тесных связях с искусством других народов, прежде всего, русского и белорусского. В быту украинцев нет ни одного предмета, которого не коснулась бы рука художника.

В представлениях украинцев человек приходит в этот мир еще и для того, чтобы украшать его. Народное творчество находится в гармоничной взаимосвязи с путем исторического развития народа, его бытом и трудовой деятельностью.

Резьба по дереву.

Издавна Украина была известна своими мастерами обработки дерева. Из древесины строили жилье, хозяйственные и защитные сооружения, церкви, памятники; из натурального дерева изготовляли предметы сельскохозяйственного и домашнего употребления, мебель, посуду и многое другое.

Некоторые элементы сооружений и другие деревянные изделия оформлялись резьбой и часто росписью. Сначала резьба имела плоскостной характер. Приемы плоской резьбы сохранились и до наших дней во многих областях западной Украины, в частности, в Закарпатье. Чтобы сделать плоский резной рисунок более фактурным и заметным, в углубления втирали угольную пыль.

В 17 — 18 веках особенно широко применялась резьба в иконостасах, киотах, свечниках, а также статуарная резьба. Это можно заметить в иконостасах Успенской церкви Киево — Печерской Лавры, Николаевского и Михайловского соборов в Киеве и собора в Больших Сорочинцах.

Для многих сельских изделий из древесины Центральной Украины и частично Галичины во второй половины XVIII века и начала XIX века была характерна резьба, которая отличалась от старинной техники плоскостной резьбы.

Значительно обогатилась орнаментика геометрического и флористического характера. В большинстве изделий орнаментом покрывались большие поверхности. В композиции орнамента часто встречаются круги и полукруги больших размеров, которые состояли из отдельных мелких элементов. В конце XIX века увеличивается объем изготовления на продажу мелких изделий из дерева, для которых было характерным не бытовое, в декоративно — художественное значение.

В технике гуцульской резьбы орнаментика объединяется с инкрустацией и имеет преимущественно плоскостной геометрический характер. Именно поэтому и по сей день гуцульские резные изделия невозможно перепутать ни с одним другим видом подобных предметов искусства.

Настенная роспись.

Еще одним из характернейших видов украинского народного декоративного творчества является настенная роспись. Наибольшего развития настенная роспись приобрела в степных районах Украины. Чаще всего рисунки выполнялись цветными охристыми и красными глинами, которые были разведены с сажей и синькой, а также растительными и минеральными красками.

С XIX века начали широко использовать различные анилиновые красители. Росписи стали более полихромными (многоцветными), роскошными и богатыми. Среди самых распространенных мотивов орнаментики были цветы и растительные мотивы.

В начала XX века центрами народной настенной росписи были Умань, Подолье, Хмельницк, Днепропетровск, Одесса и Херсон. Своеобразный характер имела роспись на Лемкивщине и в Закарпатье. Стены декорируются росписью снаружи, а также элементы росписи широко используются во внутреннем оформлении интерьера украинского жилья. Чаще всего расписными элементами украшают окна и двери, а также главный элемент в каждом доме — печь.

Для украшения мебели и различных бытовых предметов в степной и лесостепной зоне была распространена роспись по дереву. Это можно заметить по сохранившимся элементам росписи мебели и сундуков. В этом случае тоже чаще всего использовались растительные орнаменты.

Украинская писанка.

Традиционная для Украины роспись писанок также имела чисто декоративные цели и придерживалась строго определенных традиций. Приемы росписи отображали художественные вкусы отдельных районов, даже в некоторых селах были свои традиционные узоры, по которым их отличали от других населенных пунктов.

Основным приемом являлось симметричное размещение орнамента. В писанках встречаются все виды орнамента — геометрический, геометризированный и флористический. Гуцулы создали огромное количество разнообразных композиций из геометрических элементов и фигур, часто использовали изображения животных — коней и оленей.

Керамическая посуда.

В народном творчестве значительное место занимает также керамика. Основные группы украинского народного гончарного производства XIX века соответствуют территориальному размещению месторождений глины. Среди них можно выделить следующие территории:

  • Киевская (Киев, Дыбинцы, Межгорье, Канев, Васильков);
  • Черниговская (Ичня, Нежин, Короп, Глухов);
  • Полтавская (Миргород, Опошня);
  • Сумская;
  • Харьковская (Змеев, Изюм);
  • Подольская (Бор, Адамовка, Жердяновка, Бубновка);
  • Львовская (Сокаль, Толстое);
  • Ивано — Франковская (Косов, Куты).

Период развития художественного гончарства приходится на конец XVIII — первую половину XIX века. Одним из самых распространенных типов керамических изделий Киевской, Полтавской, Черниговской и Винницкой территорий размещения гончарного производства является красная керамическая посуда — покрытый глазурью и росписью.

В южных и юго — западных районах была распространена белая глазированная керамика. В некоторых местностях, например, на Тернопольщине был чрезвычайно распространена » лощенная» посуда, выполненная в глазури слегка дымчатого цвета. А вот геометрический орнамент поражал своей красотой и необычностью — он был нанесен методом гравировки.

В XIX веке была распространена фигурная посуда для вина и других напитков, выполненная в форме животных и птиц. Это вид посуды представлял собой настоящие предметы искусства, которые украинцы широко использовали в быту.

Известны имена мастеров гончарного искусства XIX века Адама Бацуцы из Адамовки (Подолье) и Василия Шестипальца из Львова. Для керамики центральных областей Украины характерными элементами орнаментики являются виноград, сосенки, звездочки, ягодки и листочки.

Особенной декоративностью характеризуются изделия мастеров из Опошни — Ф. Черешка, Ю. Ризника, В. Паросного, Либещака, А. Сластена, А. Бахметюка и П. Кошака. В росписи посуды прослеживается увлечение растительными узорами, сдержанность композиции, насыщенность орнаментики. Постепенно вводятся крупные стилизованные цветочные элементы рельефного характера.

Керамическая плитка.

Расцвет производства кафеля приходится на конец XVII века. И уже в XVIII веке керамическая плитка широко используется украинцами для оформления поверхности печей. С тех пор кафельная печь прочно входит в народный быт.

Кафельная плитка отличается разнообразием и высокими декоративными качествами. В тот период существовало много разновидностей керамической плитки, среди которых можно назвать следующие:

  • рельефная;
  • глазированная;
  • терракотовая;
  • расписная;
  • живописная;
  • орнаментальная;
  • зеленая, с голубым рисунком;
  • с коричневой окантовкой;
  • желтая;
  • с рисунками на бытовую тематику;
  • с изображением животных и птиц;
  • с фиалкой по центру;
  • с изображением медальона и многие другие.

Очень часто в процессе изготовления кафельной плитки мастера ставили дату и свое имя. Так, до наших дней дошли работы мастеров сюжетной керамической росписи Бахметюка (Гуцульщина), Панасенко (Ичня) и многих других. В орнаментике керамической плитки можно проследить постепенный переход от мотивов, заимствованных из профессионального искусства, до развития декоративной сюжетной орнаментальной росписи на основе местных традиций.

Стеклянные изделия.

Одним из самых оригинальных видов народного промысла на Украине стало изготовление стеклянных изделий — посуды в виде животных и птиц. Среди другой стеклянной посуды можно назвать различные рюмки. бокалы и штофы — цветные и прозрачные, чистые и с рисунком.

Стеклянные изделия изготовляли тремя способами: выдуванием, отливом и вытягиванием. Производство стекла была распространено главным образом на Волыни и Черниговщине. Но и другие районы не оставались в стороне — стеклянную посуду делали также на Подолье, на севере Киевщины и на Полтавщине.

Ткачество и вышивка.

В конце XVIII — начале XIX веков чрезвычайно высокого уровня достигли ткачество и . Изготовлялись различные ткани, а также различные изделия — коврики, скатерти и рушники. Их украшали ткаными узорами, выбивкой и вышивкой.

Было широко распространено производство безворсовых настенных ковров, а также различных домотканых дорожек, которые служили для покрытия пола. Изготовлялись ковры трех видов: с поперечными полосками, медальонного типа, а также с цветочными узорами.

Для украинских ковров характерным было то, что все поле никогда полностью не было покрыто узорами. Именно фон чаще всего играл огромную композиционную роль. Народные обычно были окрашены в цвет натуральной шерсти — поэтому их оттенок чаще всего был темно — коричневым или черным.

К декоративному виду ткачества относится изготовление узорчатых полотен, шерстяных тканей для пошива одежды и высокохудожественной вышивки. В XIX веке центрами декоративного ткачества были:

  • на Киевщине — Переяслав, Богуслав, Иванков, Обухов;
  • на Полтавщине — Зеньков, Решетиловка, Сорочинцы;
  • на Винничине — Климбовка, Яланець;
  • на Западной Украине — Золотов, Глиняны, Збарат, Микулинцы.

Украинские рушники.

В конце XIX века особенное распространение получило изготовление декоративных рушников. До этого периода их делали белыми с красными рисунками, а со второй половины XIX века в быт вошли и красные с белым рушники.

Основными элементами были геометризированные фигуры дубовой и березовой листвы, переплетенных ветвей, цветов, репейника, винограда, петушков, голубей, уток, орлов, а также мотивы , посуды и другие элементы.

Одним из древнейших элементов является мотив » райского дерева». Наибольшего разнообразия вариантов и совершенства этот мотив достиг в Полтаве и Киеве. Также можно отметить тот фактор, что украинские рушники в каждой местности отличались своими орнаментальными мотивами, узорами и цветовой гаммой.

Вышитый рушник выполнял немаловажную роль в быту каждой украинской семьи. Он служил не только для повседневных нужд, но и использовался в праздничных и ритуальных церемониях, а также служил важным элементом оформления каждого украинского жилья.

Петриковка - село-райцентр в часе пути от Днепропетровска и получасе пути от Днепродзержинска. Вроде бы ничем не приметное село известно "петриковской росписью" - самым известным народным художественным промыслом Украины. По сути дела, это украинский аналог Палеха: ведь петриковские орнаменты действительно являются одной из украинских "визитных карточек".

Мне очень захотелось увидеть их своими глазами, а заодно сравнить Петриковку с .
Впечатление - ужасные. А кроме того, в этом посте я позволю себе немного порассуждать о политике сопредельного независимого государства, что, конечно, является верхом бестактности. Но право высказать свое мнение никто не отменял.

По дороге к Петриковке мне бросилось в глаза то, что в украинских селах все еще много хат с соломенными крышами. Увидев такую один раз, я не поверил своим глазам. На второй раз подумал: "встречаются очень редко". Увидев еще некоторое их количество, я бросил считать, и по привычке умилился "ах, какая этнографическая цельность!".

Однако лишь сойдя с маршрутки в Петриковке, я почувствовал что-то отталкивающее. Если Палех на меня сразу, с первых секунд, произвел расслабляюще впечатление "города художников", Петриковка оказалась обычным райцентром, и ничего в ее облике не напоминало о том, что это центр народной росписи.

Первым впечатлением было - скучно.

Угасший Вечный огонь (видимо, в ходе очередного газового конфликта).

И асфальт, разбитый до щебня. Но это был не щебень, а именно асфальт - просто настолько переломанный и перемолотый,

Как и в Днепропетровске, эти кадры не передают общего депрессивного настроения. Все же белые домики, залитые солнцем, выглядят позитивно. Но гуляя по Петриковке, мне натурально хотелось плакать.

Вскоре я вышел и к Центру петриковской росписи, располагавшемуся в заднии постройки конца 1980-х.

Я зашел внутрь, оказавшись в холле, походил туда-сюда, а потом навстречу мне вышел Андрей Пикуш - директор и основатель этого Центра. Поприветствовал меня, разговорились. Он был очень рад гостю, а тем более гостю из соседней страны. Открыл для меня выставочный зал, и показал образцы петриковской росписи, провел экскурсию и просто рассказал о том, в каком состоянии это искусство сейчас.

Для начала - немного истории. По нынешней историографии, петриковская роспись восходит к глубокой древности. Во всяком случае, она намного древнее, чем сама Петриковка и была популярна у запорожцев еще в Средние века. Это была в первую очередь настенная роспись - орнаментами украшались белые хаты, и в старину каждый мастер стремился превзойти соседей. Чаще всего мастерами петриковской росписи были женщины, а тех, кто владел этим искусством профессионально, называли "чепурушки". Было несколько техник нанесения орнамента (часто рисовали на стене пальцем), и в некотором роде росписи хаты олицетворяли внутренний мир ее хозяев.

Расписывали не только стены хат, но и мебель. Например, вот аутентичный сундук начала 19 века:

Расписывали и посуду, и просто рисовали картины-малёвки - на холсте и даже на бумаге.

Однако петриковской росписи повезло намного меньше, чем палехской или хохломской - она не пережила 1930-х годов. .

Впрочем, в 1936 году сельский учитель Александр Статива в своей школе организовал преподавание росписи, для чего разыскал последнюю чепурушку Татьяну Пата. Но хотя петриковская роспись избежала полного упадка, на полвека процесс ее развития остановился, петриковская роспись стала не более чем разновидностью сувенира, и изделия писали на фабриках по утвержденным в Киеве эскизам. С петриковским орнаментом выпускались даже салфетки и одноразовая посуда. Но как искусство, как народное ремесло петриковская роспись переживала глубокий кризис.

В 1991 году ситуация могла поменять, но помешал экономический коллапс.

Впрочем, пускай в Центре нет отопления, а в стране - спроса на работы мастеров, художники остались. В Петриковке официально зарегистрировано 40 художников (примерно как в Холуе, где я был недавно следом за Палехом).

И все же, хотя сейчас роспись еще жива, положение ее удручающее. Центр Народного Искусства выглядит среди окружающей местности как крепость, и борется за выживание, по словам Андрея Андреевича, в основном на энтузиазме.

Сам Андрей Андреевич Пикуш:

Потом я поднялся на второй этаж, осмотрел мастерские, побеседовал с чепурушками. Несмотря на все трудности, мастерские продолжают работать, пишутся отдельные произведения - жизнь продолжается.

А вот и сама чепурушка, расписывающая тарелку:

Из Центра я вышел со смешанными чувствами, и отправился дальше гулять по самой Петриковке. Последняя представляла собой обычной украинское село - большое, белое, утопающее в зелени.

И с одной стороны тут красиво и солнечно, а с другой - нищета удручает. В России таких сел тоже много - но все же в Нечерноземье. А черноземное село с 3-тысячным населением в таком состоянии мне в России видеть не доводилось, будь то станицы Кубани или села Черноземья.
О том, чтобы сравнивать Петриковку с Палехом и другими "городами художников" я к этому моменту уже и забыл. Даже , который казался верхом безысходности, выглядел благополучнее.

Однако нищета имеет один плюс, если смотреть на нее извне - это этнографическая цельность. Как я уже писал в начале поста, в украинских селах все еще очень много традиционных народных хат, построенных из сырцового кирпича на конском навозе и крытых соломой. Их я фотографировал прицельно - конечно же, в Петриковке много и более приличных домиков.

Начало века... Вот только какого?

Враги сожгли родную хату...

Что тут было: Смута 1990-х, наступление вермахта, подавление бунта в 1932-м, бесчинства Махно и его анархистов, разгром Запорожской Сечи, наберг крымских татар, русско-польская война...

А здесь, видимо, владелец попался принципиальный и живет под соломенной крышей, хотя мог бы покрыть ее чем-нибудь более актуальным:

Не считая нескольких улиц, вся Петриковка - это конгломерат дворов с узкими проходами между изгородей. К большинству хат невозможно подъехать на автомобиле, да и самого автомобиля нет тоже...

А петриковских росписей, как и предупреждал меня Андрей Пикуш, я тут действительно не нашел. Вот - самое близкое к ним (хата ода из самых зажиточных):

Живут, видимо, в основном полунатуральным хозяйством. Магазинов в селе очень мало даже по сельским меркам, зато есть большой базар. Село богато различной флорой и фауной.

Причем особенно меня впечатлили местные индюки, окруженные восторженными индюшками:

Ну а теперь, как и обещал, несколько мыслей, которые у меня возникли в ходе созерцания Петриковки.

Народные промыслы, как и любая форма наследия, нуждаются в поддержке извне - от государства, спонсоров и т.д. Палех или Гусь-Хрустальный подают признаки жизни во многом от того, что эти промыслы раскручены, на них есть спрос, и многие люди при наличии денег готовы украсить свой дом палехской шкатулкой или гусевским хрусталем. Большая часть российских центров народных промыслов хорошо известна, туда проводят экскурсии турфирмы, осуществляются выездные выставки. На Украине совсем не так мало людей с деньгами, как кажется - достаточно вспомнить небоскребы Днепропетровска.

Петриковка тоже нуждается в помощи от государства. У государства денег нет? А на Конотопскую битву - есть? На памятники Голодомору в каждом городе - есть? На героизацию Карла Двенадцатого - тоже есть? В Украине (сознательно сейчас пишу "в") есть политический курс на поиск "национальной идентичности". И казалось бы, вкладывать деньги в петриковскую роспись, наладить должный ее пиар, сделать соответствующие заказы чепурушкам - это прекрасная возможность подчернкуть свою идентичность. Но "оранжистам" почему-то надо вбухивать средства в антироссийские культпроекты.

Это попросту тупиковый путь. Да, мы уже поняли, что Украина - не Россия. Но не лучше ли было бы доказывать, что Украина - это Украина, без всяких там "северных соседей"?

Обзор творчества выдающихся мастеров украинской декоративной росписи

Обзор творчества выдающихся мастеров украинской декоративной росписи


Декоративная роспись - это один из видов декоративно-прикладного искусства, которое предусматривает сюжетные изображения и орнаменты, которые создаются средствами живописи на стенах и других частях архитектурных сооружений, а также на предметах быта. В последнее время декоративную роспись выполняют также на бумаге, холсте, картоне и экспонируют на художественных выставках как произведения станкового искусства.
Произведения декоративной росписи выполняют масляными, темперными, гуашевыми, акварельными красками и керамическими красителями с дальнейшим выжиганием в керамических печах.
Декоративная роспись является традиционными видом искусства, который издавна распространен в Украине. Он и в наши дни занимает видное место в творчестве народных художников.
Еще во времена расцвета Киевской Руси народные мастера украшали декоративной росписью интерьеры и экстерьеры зданий, домов, жилья князей и знати, предметы домашнего употребления, детские игрушки, оружие, музыкальные инструменты и т.п..
На протяжении многих столетий в разных регионах Украины формировались местные школы декоративной росписи со своим характером выполнения орнаментальных мотивов, большей частью растительных: цветов, деревьев, стеблей, плодов и.т.п. Немало мастеров рисуют в своих композициях зверей, птиц, людей, пейзажи и сложные композиции, в которых разные орнаментальные мотивы объединяются с изображением животных и людей. Звери, птицы, растения, цветы изображаются своеобразными: как реальными, так и родившимися творческим воображением и фантазией народных художников.

НАРОДНЫЙ ХУДОЖНИК УКРАИНЫ - МАРИЯ ПРИМАЧЕНКО.
«Делаю солнечные цветы, потому что людей люблю, творю на радость, на счастье людям, чтобы все народы один одного любили, чтобы жили они, как цветы по всей земле...»

Мария Примаченко

Среди большого числа известных украинских народных художников в особенности яркой звездой вспыхнул талант народной художницы Украины, лауреата государственной премии имени Т. Г. Шевченко - Мари Примаченко. А жила и создавала Мария Примаченко в селе Болотня, что расположенное неподалеку от Киева. Ее композиции декоративные и оригинальные.

Орнаментальность - первооснова народного декоративного искусства, а симметрия в ней - закономерность организации цветных пятен и масс. У Марии Примаченко и композиция, и цвет несут глубокую содержательную нагрузку. В изображении цветов прослеживается неразрывная связь Марии Примаченко с народным воображением о добре и красоте в народном фольклоре.
Земля - сад, огород, поле сплошь покрытые замечательными цветами и плодами - это "Райские кусты": вечный образ счастья и мира. В своих цветах она идет от крестьянских вышивок, ковров, декоративной живописи "малевок". С ними ее картины-панно роднит также принцип строгой симметрии, повторение орнаментальных форм. В основе композиционных схем - неразрывный синтез декоративного и изобразительного, что свойственно и народному творчеству, и живописи МАРИИ ПРИМАЧЕНКО.
Большие синие астры в красном цвете воспринимаются торжественно и вместе с тем обыденно; белые, обведенные розовой краской, цветы в желтом горшке на синем фоне - это изысканность с признаками лиризма, сюжет с темно-красными георгинами в синем горшке на оранжевом фоне, подобно органной музыке, вызывает звуковые ассоциации торжественности и праздничности. Живопись цветов фантастически богата, в их изображении талант М. Примаченко излучает высшую правду искусства, фантазии.
Всю свою жизнь М. Примаченко рисовала, кроме цветов, еще зверей, рыб, птиц. Если бы собрать их вместе, то образовался бы большой, овеянной мечтой, замечательный сказочный мир. Осматривая созданный художницей мир зверей, ощущаешь ее внутреннюю целостность, соразмерность, завершенность. Примаченко населила мир домашними животными и лесными жителями, небесными птицами, болотными животными, океанской рыбой; зверями добрыми и улыбающимися, ласковыми и злыми, хищными, страшными; зверями, которые живут на Полесье, в далекой Африке ли в Киевском зоопарке; увиденными в книжке и родившимися воображением. Существуют они вместе в едином, нераздельном пространстве творческой фантазии художницы: смеясь и плача, дружа и враждуя, они образовывают многоликую, но гармоническую целостность, в которой уравновешенные добро и зло, красота и уродство, реальность и фантастичность, мир животных и мир людей.

(Сороки – белобоки» (1967)

«Подсолнухи» (1967)

НАРОДНЫЙ ХУДОЖНИК - ЕКАТЕРИНА БИЛОКУР.
Совсем другой мы видим у народной художницы Екатерину Билокур. Она рисовала масляными красками, но ее живопись матовая, краски не блестят, мазки мелкие, часто проступает холст, фон чистый, цвет синий или голубой.
Подрамник Екатерина Билокур использовала один для многих картин, холст закрепляла шпагатом. После окончания работы художница снимала картину, а на ее м
есто крепила другой холст. Этот прием аналогичный креплению холста у вышивальщиц. Эти приемы работы свидетельствуют о тесной связи методов работы художницы и вышивальщиц, которые формировалось на протяжении столетий. Основное у Екатерины Билокур - это хлеб и цветы. Цветы, изображенные в венке, растут от весны к глубокой осени. На картинах художницы сосуществуют насекомые, птицы, деревья, цветы, фрукты, овощи, хлеб и немало другого. Все растительное царство живое, динамическое. Колос, цветы, фрукты, овощи - это не просто объекты отображения, а растительные символы, образы жизни. Немало композиций традиционно симметричные, что является характерной особенностью древнего народного и прикладного искусства. Но симметрия эта своеобразная - она проходит большей частью по диагонали, ее правая часть не всегда повторяет левую. Другая характерная особенность в творчества художницы связанная с архаичностью. В центре многих картин, на самом видном месте изображены хлеб, зерно, пшеничные колоски. Одна из ее картин так и называется "Царь-колос". Е. Билокур, кроме масла, рисовала и акварелью. Правда, по ее собственному определению, это была живопись для нее менее любимый и желательный. Как известно из высказываний художницы, людей рисовать она любила меньшее, чем цветы, а пейзажи, выполненные акварелью, находятся на периферии ее творчества. Как определяют ведущие специалисты по изобразительному искусству, наилучшими в творчества Е. Билокур являются цветы и плоды, которые оживают на холсте, так как наделенные трепетным колоритом, в котором мирно сосуществуют все цвета радуги. Как вспоминают очевидцы, художница брала каждый цветок, растеньице, ставила их в стакан с водой и рисовала с натуры. В ее картинах нет перспективного изображения предметов, а есть динамичность, которая сближает ее произведения с давним искусством иконописи. Все элементы на картинах Билокур идеально нарисованны с мельчайшими деталями: прожилками листочков, стеблей, тычинок цветов. И хотя количество элементов -- цветов, растений, листков, овощей, фруктов - впечатляющая, композиция не распадается, а держится вместе, оставляя впечатления завершенного, замкнутого мира, при этом ни одна деталь картины не теряется, а наоборот, выигрывает среди себе подобных. Рисовала Екатерина Билокур тоненькими кисточками, часто самодельными, В отличие от всех профессионалов, которые рисовало от больших, общих цветных пятен к мелким деталям, художница делала все наоборот: от маленьких деталей - к целому, общему, законченному произведению. Художница тоненькой кисточкой, будто иглой, рисовала цветок к цветку, пока вся картина не была завершенной. Эта техника подобна украинской вышивке, если деталь к детали, цветок к цветку - постепенно рождается завершенное произведение. Живопись Екатерины Билокур - это будто вышивка масляными красками на холсте. Украинская народная вышивка венчает собою весь продолжительный процесс от выращивания лена к тканью холста и вышивание. В давность женщины своими силами сеяли лен, присматривали его, снимали волокно, изготовляли нити, ткали холст, отбеливали его, а завершением этого процесса было вышивание. Е. Билокур, за ее собственным признанием, пряла, ткала, белила и вышивала также. Существует глубокая родственность между живописью Е. Билокур и вышивкой. Если у художницы композиция разрасталась и выходила за пределы рамы, она совершала довольно своеобразно: снимала холст и дошивала к нему дополнительный, не грунтований кусок, делала это грубыми нитями, не маскируя шва. Таких работ у Екатерины Билокур есть несколько.
Для Е. Билокур холст - это материал, к которого можно дошивать дополнительные куски ткани в неограниченном количестве. ее живопись венчает и раскрывает идею холста как вышивки народных мастеров, как современных, так и тех, что жили и создавали много веков поэтому. Таким образом, в масляной живописи гениальной художницы происходит внутренняя связь между объектами отображения и средствами отображение, плоскостью, на которой все творится, и красками. Выявление этих связей разрешает проследить виток творчества в народных традициях, которые своим корнем достигают глубокой давности.

ПАРАСКА ХОМА - ХУДОЖНИЦА С ИВАНО-ФРАНКОВЩИНЫ

В западных областях Украины народная живопись не приобрела такого распространения, как в центральной и южной Украине. Но сюжетно-декоративное рисование Прасковьи Хомы - художницы с Ивано-Франковщины - обозначенно высоким профессиональным уровнем художественного мастерства, яркой творческой индивидуальностью автора.
Процесс формирования творческой индивидуальности П.Хомы был сложным и продолжительным. С детства она восхищалась рисованием и вышивкой. Вышивкой Прасковья Хома разукрашивала бытовые вещи и одежда. Первые ее самостоятельные рисунки увидели мир в 1968 году. Это такие творческие композиции, как "Золотое лето", "Поля", "Солнце всходит" и т.п..
Художница живёт в селе, работает в поле, и потому одной из основ ее творчества является ежедневное общение с природой, людьми и другими источниками, которые питают творческое воображение художницы, - народными пересказами, легендами, песнями, на которые так богата Гуцульщина, Свои композиции П. Хома объединяет в серии, которые состоят из 10-15 малёвок и раскрывают определенный замысел автора. Изображая окружающий мир, художница не идет путем натуралистического копирования, она свободно и творчески осмысливает натуру, достигая символической образ-ности, большой художественной выразительности. Поэтическое творчество на-рода, история родного края, не раз вдохновляла Прасковью Хому на создание оригинальных сюжетных произведений.
Такой является ее "Бондаривна". Композиция произведения выполненная в виде венка, внутри которого изображенная девушка-крестьянка в национальной одежде Покутья XVIII ст. Творчество Прасковьи Хомы следует рассматривать как интерпретацию современности, выраженную персонификацией изображаемых цветов, композиционным порядком малёвок, символикой цветов. Синтез реального мира и оптимистичной народной символики помогает автору раскрыть заложенное в произведении содержание. Примером этого могут служить композиции "Новогодняя фантазия", "Жар-птица", "Георгины", "Папоротник цветет". В особенности интересное последнее произведение. Радость бытия, творческой работы ощущаются в мажорном звучании красно-вишневого цвета фона. В большинства малёвок мастерица придерживает традиционной для украинской народной живописи композиционной схемы вазона ("Цветы в корзине", "Гвоздики в вазоне", "Ромашки") или дерева жизни ("Гвоздики в венке", "Цветы в солнечный день"), но есть и композиции, подчиненные теме движения. Многочисленная группа листьев воссоздает сюжеты известных в народе песен, сказок, поэтических произведений. Сюда относятся такие композиции, как "Соловьиная песня", "Бархатцы", "Ой вербиченько", "Любисток", "Лесная песня". Для них, как и для большинства произведений народного искусства, характерна свободная симметрия, композиционная уравновешенность, которая достигается ритмическим чередованием цветов. Живопись художницы глубоко народна и вместе с тем ярко индивидуальный. Рисует П.Хома акварельными красками, иногда использует зеленую тушь, разбавленную гуашью. Сначала она делает карандашом набросок всей малёвки, а после выполняет ее в цвету. Характер композиции, величина цветов, их форма и цвет раскрывается автором в зависимости от темы произведения. Мастерица делает это виртуозно и быстро, поэтому складывается впечатление, будто у нее в памяти вызрел готовый эскиз всего рисунка, продуманный к наименьшим деталям, которые она механически воссоздает на бумаге.

НАРОДНЫЕ МАСТЕРА - СЕСТРЫ ИРИНА И СОФИЯ ГОМЕНЮК

Знакомясь с уманской росписью, следует отметить прежде всего народных мастеров - сестер Ирину и Софью Гоменюк, которые являются яркими представителями этого вида народного искусства. Мастерицы ощутили, выстрадали и отобразили в своих произведениях, любая по-своему, ту совершенную эстетичную гармонию, которая никогда не бывает в природе. Такие произведения И. Гоменюк, как "Степные маки" и "Степной сорняк" - наиболее характерные для уманской народной росписи. Здесь свое видение природы и свое художественное звучание. Довольно свободная компановка на плоскости элементов (цветов, листков, стеблей и т.п.), отсутствие строгой симметрии, характерный ритм элементов, которые создают впечатление, что стебли сорняка на картине "Степной сорняк" свободно движутся под дыханием ветра. В другой картине "Степные маки", по характеру более статичной в центральной части, также присутствует динамика, в особенности в правом и левом верхнем крае. Элементы росписи большей частью направленные вверх, создают определенный ритм, который характерный для всей картины.

Цвета росписи насыщены, яркие, сочные.

ФЕДОР ПАНКО - ВЫДАЮЩИЙСЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ПЕТРИКОВСКОЙ ШКОЛЫ ДЕКОРАТИВНОЙ РОСПИСИ

Главным центром украинской декоративной живописи, где сложилась своя школа, является село Петриковка на Днепропетровщине. Рисунки петриковских мастериц и мастеров - это импровизации выполнены легко и виртуозно, преимущественно на белом фоне. Художники используют самодельные кисти, анилиновые, акварельные, темперные или гуашевые краски, разбавленные на яичном желтке. Петриковская роспись широко известна не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами.
В чем же основные приемы выполнения рисунка и средства, благодаря которым достигается эмоциональная выразительность этих произведений? Выдающийся композиционный принцип любого произведения - организация пространства. Относительно петриковской росписи, следует подчеркнуть, что именно организация пространства играет здесь главную роль, но ни в одном случае не механическое заполнение его. В произведениях лучших мастеров петриковской росписи белый фон приобретает содержательность и активность. Он трактуется как одно из средств художественной выразительности, значение которого далеко не ограничивается функцией подсвечивания краски и усиление ее формы и звучности. Этот белый цвет, в котором стебли и листья, цветы и бутоны именно "прозревают", а не просто нанизываются на условную линию схемы. Отсюда и эта удивительная техническая упругость "вазонов", "бегунков", "букетов", которые как бы излучают жизненную силу, без какого-либо натурализма выражая своей красотой глубокие идеи постоянного движения природы, суть вечных процессов воспроизведения. Композициям классической петриковской росписи присуща равновесная масштабность мотивов относительно соседних элементов и целого листа, четкий ладовый интервал (а не постепенная, едва заметная растяжка) в нарастании размеров отдельных элементов, которая напоминает аккордовые созвучия в народной диатонической музыке. Важная роль принадлежит гармоническому контрасту. Острое чередуется с округлым, прямая линия - с волнистой, большие элементы - с мелкими и т.п., основные краски спектра сопоставляются с дополнительными.
Так, главная цветовая гамма классической петриковской росписи - красно-зеленая, а побочная - желто-синяя. Средства выразительности очень лаконич-ные, зато используются они в полную силу. Лишь из двух-трех первоэлементов (линия, оттиск, пятно) получается многообразие мотивов, хотя в каждой отдельной работе их количество также ограничено. И живая импровизация дает бесчисленное количество вариантов. Одним из ярчайший представителей прославленной петриковской декоративной росписи есть Федор Панко - художник талантливый и самобытный. Родился он в селе Петрикивка. С детства художник наблюдал красоту южной степи и обворожительность и неповторимость народного искусства росписи. Подробно изучив традиционную петриковскую роспись, мастер не ограничился лишь традиционными элементами, он пристально изучает в натуре разнообразные растения и цветы и создает новые орнаментальные мотивы: колоски разных злаков, цветы подсолнуха, горох, хмель, пушистую головку одуванчика и т.п.. Беря из натуры формы реальных птиц - павлина, петуха или фазана, он иногда объединяет отдельные элементы и создает образ сказочной жар-птицы. Художник восхищается скромной и незаметной серой кукушкой и часто рисует ее на веточке с ягодами красной калины - символом девичьей красоты.
О способности автора изобразительными средствами создавать сложные психологические сюжеты проговаривает серия живописных панно, выполненных темперой на картоне, объединенных общей темой "Легенда про петриковскую вишню". Интересно проследить, как удачно осуществляет свой замысел художник, используя эмоциональное влияние цветов в этой серии. Они то гармонично спокойные, тональные в сцене свидания влюбленных, то тревожные, контрастные в картине, посвященной годам тяжелого времени. А на последнем, заключительном панно серии, на синем, спокойно-величественном фоне неба изображена бело-красная петриковская вишня, выросшая на могиле влюбленных. Она стоит, будто древнее дерево жизни, будто символ победы над смертью. Такое образное освещение темы - безусловно, новое явление в искусстве петриковцев.
Интересным явлением в творчества художника является разнообразие деревянной посуды, росписью которого он продолжил традиции старинного петриковского искусства и вместе с тем стал новым и современным. Это тарелки, декорированные орнаментом, ложки, блюдо с писанками и т.п.. Следует заметить интересные технические поиски мастера в этой области: Здесь имеет место и подлаковая роспись, и роспись темперой без лака, и специальный лак для столовой посуды. Со временем Федор Панко все большее восхищался творчеством Тараса Шевченко, Олеся Гончара, украинскими песнями, легендами, фольклором. Он выполнил два портрета Т.Шевченко: на первом изобразил Великого Кобзаря в шапке и кожухе на фоне красных цветов, а на второй - в вышитой рубашке среди расцветших подсолнухов. Панно "Гайдамак" написано в красной гамме на фоне красного дерева. В холодной зеленоватой тональности выполненное панно "Ревет и стонет Днепр широкий" - своеобразный образец декоративного жанра. Интересным своей пластичностью и ритмикой является декоративное панно "Журавли и подсолнухи".
В лирическом ключе раскрыты поэтические образы женщин из поэмы Кобзаря "Лилея" и "Тополь". Портретами Т.Шевченко, органически связанными с цветочным орнаментом, мастер украсил декоративную вазу и тарелку из дерева. Несколько декоративных ваз Федор Панко расписал по сюжетами Шевченкових стихов - "Течет вода из-под явора", "Сычи в роще перекликались" и т.п.. Даже бандуру художник расписал по любимым сюжетом многих поэтических произведений Т. Шевченко - "Кукушки на калине". Ф. Панко попробовал использовать петриковскую роспись для оформления интерьеров, а также других архитектурных сооружений.





ЗАСЛУЖЕННЫЙ МАСТЕР НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА - ТАТЬЯНА ПАТА, ЕЕ УЧЕНИКИ


Самым известным мастером из числа представителей старшего поколения была Татьяна Акимовна Пата (1884 - 1976). С 14 лет она начала самостоятельно расписывать камины печей, сани, музыкальные инструменты, изготавливать мальовки, панно, рисованные ковры. В 19 лет она вышла замуж, но через 11 лет, в 1914 году, ее муж погиб на фронте, оставив вдову с 4-мя маленькими детьми. Тяжелая доля досталась художнице:войны, голодоморы, борьба с бедностью.
Но любовь к рисованию, признание ее таланта среди односельчан, а также по всей Украине и за рубежом давали ей силы и вдохновение для дальнейшего творчества. Среди других мастериц старшего поколения манера росписи Татьяны Паты отличалась живописностью, новациями, поэтичностью в создании образов растительных композиций.
Целую плеяду мастеров декоративной росписи, с творческой деятельностью которых связан новый этап развития народного искусства Украины, воспитала заслуженный мастер народного творчества Татьяна Пата. Она обогатила традиционный петрикивский орнамент новыми оригинальными композициями и своеобразным колористичним решением. К когорте ее учеников принадлежат народный художник Марфа Тимченко, заслуженный мастер народного творчества Федор Панко, Вера Павленко, Галина Павленко-Черниченко. Каждый из них принес свой почерк, свое творческое кредо. Жизнерадостность, красота и лиризм, художественная выразительность характеризует произведения мастеров Киевщины Анни Собачко-Шостак, Прасковьи Власенко. Для творчества Анни Собачко-Шостак характерная неисчерпаемая фантазия при создании сложных орнаментальных композиций, в которых среди роскошных цветов изображенные птицы, рыбы, фантастические существа,

которые органически вплетенные в растительный орнамент.

Роспись стен как традиция возникла достаточно давно, но точная дата, к сожалению, не определена. Конечно, существуют рассказы, почти былинные, о домах c нанесенными изображениями небесных светил, есть раскопки археологов помещений киевского региона IX -XII вв., в которых находят остатки фресок. Но это тем не менее не позволяет с точностью определить время возникновения росписи.

Это народное искусство периода XIX - начала XX в. было очень распространено в культуре Украины, свидетельствуют об этом разнообразные исследования культуры и жизни различных регионов страны. Достаточно часто упоминается об этом виде творчества и в литературных источниках, описывающих крестьянский быт.

Существует версия, что настенная роспись возникла и развивалась как отражение осознания украинцами окружающего мира, и это изображалось магическими или аграрно-бытовыми знаками и символами. Со временем их сакральное значение постепенно исчезало из рисунков, развивалось орнаментальное, декоративное рисование тех же самых знаков, но с другим наполнением, скорее эстетичным и декоративным. А магическое, культовое и обрядовое значение выходило из употребления. И с XIX в. настенная роспись начинает формироваться только как орнаментальное украшение и декор.

Роспись не была одним из первых видов искусства, она возникла гораздо позже других направлений декоративно-прикладного искусства, таких как вышивка, писанкарство, ковроткачество, ткачество или изготовление изразцов. Поэтому она включает традиции и некоторые элементы, свойственные этим видам, и объединяет их через свое отражение. Роспись стен иногда была заменой привычным приемам украшения сельского жилища, иногда употреблялась вместе с ними, тем самым подчеркивая построение и архитектурные особенности того или иного сооружения.

Каких-либо предварительных эскизов к будущему рисунке не делалось, сам процесс росписи не делился на этапы и не имел четкой схемы подготовки. Он выполнялся сразу, а порой и вообще только возобновлял предыдущий рисунок. Делалось это два раза в год, и каждый раз имел закрепленность к определенному событию - нового мащения, то есть перед праздниками весной и осенью. Роспись выполнялась только женщинами.

Краски для этого действа использовались обычно природного происхождения. Это могла быть сажа, ягоды бузины, сок лебеды, отвар из луковой шелухи, сок вишен или шелковицы, лепестки подсолнечника, могли использоваться анилиновые краски, глины. Иногда растительный сок перемешивали с перетертой белой глиной, сажей, толченым углем или брали красную глину. Иногда просто перемешивали разные глины. Таким образом мастерицы получали целую палитру цветов, оттенков и возможность их смешивать, создавая новые оттенки. Поэтому трудно было встретить роспись только двумя или тремя красками. К краскам нужно было добавлять вяжущее вещество, поэтому к ним примешивали яичный желток, иногда молоко. Краска, содержащая такие примеси, была более прочной и не изменяла свой цвет, не «линяла».

Кисти для росписи делались из кошачьей шерсти и использовались любые щетки, по необходимости, даже можно было применять обычную тряпку. Чтобы правильно и четко изобразить геометрические фигуры, разные линии, пользовались посудой, шнурками как лекалами, сложные фигуры изготавливали из картофельных клубней, такая себе вариация штампа.

Начиналась роспись с печи и трубы, после печи переходила на стены, проходила над окнами, шла по углам. Печь разрисовывали схематически стилизованными изображенными птиц - это могли быть павлины, фазаны, или даже грифоны. Там же на печи рисовали дерево жизни с сидящими на нем птицами, спирали, вращающиеся диски, в кругах изображали кресты, зигзаги, вырисовывались растительные орнаменты, созвездия. Эта символика была знакома еще с первобытных времен. Стены расписывались обычно деревом жизни и птицами, символическим кувшином – из него как основы вырастает куст. Этот кувшин назывался вазон. На стенах также часто были нанесены брачные символы - ими были райские птицы, кисти винограда.

В народной росписи отображалось фольклорно-образное осознание украинцами мира вокруг них, изображенном в знаках и символах. Они несли космологическое осмысления мироздания. Так роспись была напрямую связана с силами природы, одухотворяла постройку, дом, привязывала ее к миру, к земле, насыщала земной силой. Так символика несла в себе народные знания, верования и представления о себе, мир, смысл жизни.

Заимствования в росписи традиций и элементов предыдущих видов, и направлений народного искусства хорошо видно, учитывая ее производность от ранее возникших направлений искусства и само время ее возникновения.

Например, из ткачества роспись позаимствовала ломаную зигзагообразную ломаную линию, которая была обрамлена двумя прямыми линиями, перечеркнута штрихами между изломами. Узор под названием «косицы» можно найти на глиняных изделиях древности. В старинных рукописях встречается листок лотоса, похожий на куриные лапки. Писанкарство подарило росписи спиралевидного «вертуна». Вначале элементы и части росписи были очень похожи на характер орнаментов в вышивке, резьбе, ковроделии и подобном. Однако со временем роспись развивалась во все более самостоятельный вид творчества, приобретала свои собственные черты и мотивы, составила свою систему и закономерности и продолжила развиваться уже по своим законам.

Образы настенной росписи имеют в своей основе аграрно-космологическую идею о том, что жизнь человека и природа связаны и переплетены между собой. Даже само время создания новых росписей или возобновление старых связано с этим – ведь это происходит накануне праздника великой Пасхи, который еще с язычества является символом воскресения, оживления природы, жизни, красоты его цветения и жизненной силы.

Почему печь стала основным композиционным центром росписи? Надо полагать, потому, что именно там живет огонь, который является одним из элементов жизнетворения. А еще там, под печью, если верить народным приметам, живет охранник дома и домашнего очага - домовой. К тому же культ предков сосредоточивал внимание именно на печи: в старину под очагом хоронили умерших. А учитывая то, что росписью занимались женщины, которые по сути своей были хранительницами традиций и верований, сами охраняли очаг дома, то и все культовые традиции, ритуалы и обряды тщательно хранились и почитались ними.

Печь очень часто покрывали геометрическими орнаментами, деревом жизни - это напоминало о дохристианских временах, когда души живых и умерших объединялись через деревья и растения.

Так можно увидеть, что основным и наиболее употребляемым элементом росписи является дерево жизни, «вазон». Он может быть самостоятельной композицией, а может быть частью ленты - бесконечного орнамента росписи. Такой орнамент является наиболее распространенным в этом направлении народного искусства. Он изображается в вышивке, на коврах, керамике, вытынанках, расписанных сундуках. Кроме изделий и культуры Украины, «вазон» распространен также и в искусстве Европы.

Дерево жизни в культуре Украины имеет фольклорное происхождение: дерево и птицы являются символом мироздания. Трехъярусность мира передавалась идеограммами, которые встречались в росписи сундуков, саней (спинок) и др. Большой солярный знак в таких идеограммах символизирует светило, дающее всему вокруг жизнь. Малые солярные знаки также несут в себе символический смысл: вазоны, птицы - земная жизнь, рыбы и змеи - потусторонний мир.

Элементы в виде виноградных листьев, гроздьев на «вазоне» составляют «чудесное дерево», которое символизирует благополучие семьи, порой напоминает о невесте. Проходило время, действовали разные социально-исторические условия, и роспись как искусство понемногу начала терять свой глубокий сакральный смысл, заменяясь на проявления богатой творческой фантазии.

Новые виды росписи приобретали другие формы и качества, переходили на другую материю - например, бумагу. Центром таких «малевок» считается село Петриковка, расположенное на Днепропетровщине. Сначала «малевка» была заменителем определенных деталей росписи настенного, в отдельных местах дома, но со временем отмежевалась и стала отдельным самостоятельным видом искусства. Петриковская роспись приближена к традициям искусства писанкарства. Центральный образ в петриковских композициях выделялся, что создавало иллюзию, будто рисунок был выгнут наружу, и это усиливало восприятие композиции как округлой формы - по форме яйца.

Как писанка, так и роспись на бумаге указывает на зарождение жизни, цветения, цикличность развития и жизненного круговорота. Роспись этого направления искусства, подобно настенной росписи, активно прославляет жизнь во всех ее видах и проявлениях. Букет, вазон, куст - все это символизирует древо жизни. В петриковской росписи есть свои особенности: например, расположение центрального элемента - цветка, плода или ягоды - осуществляется таким образом, чтобы изображение и ракурс получилось привлекательным, со многими деталями и подробностями, самые выразительные из них особо подчеркиваются.

Цветок обычно повернет своей головкой к зрителю, может рисоваться полупрофильно с наклоном к переднему краю, возможным было изображение в полный профиль. Характерными особенностями в петриковском рисунке являются также листочки, развернутые к зрителю, четкое и внятное очерчивание контуров разноцветными чертами и линиями - это делает более заметными на белом фоне мельчайшие детали. Краски для росписи берутся густые, очень хорошо отличается каждый мазок, он виден отдельно от соседнего. В росписи все выражено через форму, цвет, линию. Элементы не накладываются один на один, существуют отдельно и не мешают друг другу, листок не скрывает цветок или стебель и тому подобное. Это является отражением особенностей народного быта, в котором нет лишних деталей, нагромождения вещей и хаоса.

И по сей день развиваются традиции народной росписи и народного рисунка. Мастерицы села Петриковка известны всему миру своими талантливыми росписями и композициями. Существует термин «наивная живопись» - и его представители, Мария Примаченко, Екатерина Билокур и многие другие народные мастерицы-художницы нынче признаны во всем мировом искусстве.

Просмотров